Российский внешний долг относительно невелик. Цены на нефть упали — России плохо, но всему миру хорошо. Иностранные банки прервали связи из-за санкций, иностранные инвесторы отказались от России из-за манеры управления Владимира Путина. Вот лишь часть причин, из-за которых западные биржи остались равнодушны к экономической драме, разыгравшейся в России.
Финансовый кризис 2008-го года преподал мировым инвесторам важный урок — они поняли, что в глобальном мире все взаимосвязано. Как гласит теория эффекта бабочки, когда бабочка взмахивает крылом над Амазонкой, в Индии начинается ураган, то есть, финансовый кризис в одной половине мира немедленно оказывает воздействие на другую половину.
Почему? Потому что международная финансовая система накрепко связана, денежные потоки с большой скоростью проносятся из одного уголка мира в другой, и когда международные банки испытывают потрясения, то это немедленно влияет на другие банки, которые ведут с ними дела. Соответствующий пример мы получили через два года, когда обрушение относительно небольшой европейской экономики — Греции — едва не подорвало доверие ко всей зоне евро.
С учетом вышесказанного кажется удивительным, что экономический кризис в России и падение курса рубля оказали столь мало воздействие на мировые финансовые рынки. Так, если российский биржевой индекс за месяц упал на 45%, то индексы на Нью-йоркской бирже ограничились символическим понижением в размере 4%. Американские индексы все еще на 10% выше, чем были в начале года. Понижение индексов в США связно, в основном, с ослаблением энергетических компаний, пострадавших из-за падения цен на нефть.
Россия — огромная страна с населением 143 миллиона человек (в Греции — 11 миллионов), простирающаяся на девять часовых поясов. Она располагает богатейшими природными ресурсами, ее экономика занимает восьмое место мире, обойдя Италию, Испанию, Индию и Южную Корею. В Москве живут несколько человек, которые считаются одними из самых богатых людей в мире. У России есть оружие массового поражения. Почему же тогда кризис, угрожающий развалить российскую экономику и обрушить режим Владимира Путина, не влияет на прочий мир? Вот несколько причин.
1. Путин отпугнул иностранных инвесторов
Иностранные инвесторы, попытавшие счастья в России, остались с носом. Это началось еще до Путина, во время отказа о долговых обязательств в 1998 года, и продолжилось при нем. За минувших полтора десятилетия Владимир Путин постарался дополнительно оттолкнуть инвесторов.
После ареста Михаила Ходорковского, владельца компании «ЮКОС», которую национализировали, иностранным инвесторам стало ясно, что правоохранительная система в России очень гибкая, и как правило действует на благо власти.
В стране, где нет прозрачной судебной системы, где взмахом руки можно бросить бизнесменов в тюрьму, конфисковать их имущество, отобрать визы, не говоря уже об исчезновении критиков режима, у инвесторов есть все основания для опасений.
2. Санкции блокировали торговлю с Западом
Вторжение на Крымский полуостров и активное вмешательство в гражданскую войну на Украине повлекло за собой серию санкций против России. Многие из тех, у кого были финансово-экономические интересы в России, сократили свою деятельность или вообще свернули ее. Это связано с ограничениями, которые США и Европа ввели на работу финансовых институтов в России. В этом году из России имел место отток капитала в размере 100 миллиардов долларов.
3. Экономика России не слишком интегрирована в глобальную экономику
Долговые обязательства российского правительства — в основном в рублях и в основном перед гражданами России. У нее почти нет долгов перед иностранными банками. Основные связи России с мировой экономикой пролегают в энергетической сфере. Страна экспортирует природный газ. Примерно четверть этого вида энергоносителей, потребляемого в Европе, приходит из России.
Россия экспортирует также нефть и металлы и импортирует промышленные и другие товары, в том числе, из Израиля. Россия импортирует товары широкого потребления, электронику, продукцию «высоких технологий», продовольствие, лекарства и многое другое. В ответ на санкции Москва запретила импорт продуктов питания из США и Евросоюза, и этот импорт упал на 12%. Европейским потребителям повезло, товар остался у них и подешевел.
4. Внешний долг России намного меньше, чем в 1998 году
Внешний долг России составляет около 700 миллиардов долларов, это долговые обязательства правительства, банков и частных компаний, и около 600 миллиардов долларов приходится на правительственные долги. Долг по отношению к ВВП считается небольшим, благодаря высоким ценам на нефть за последние десять лет. Вместе с тем, Россия должна ежегодно выплачивать порядка 100 миллиардов долларов, и это создает серьезную нагрузку на валютные резервы, особенно на фоне падения цен на нефть.
5. У России большие валютные резервы
Насчет точной оценки валютных резервов ведутся споры, но очевидно, что запас больше, чем в 1998 году. Официально валютный резерв достигает 416 миллиардов долларов, но не все из них ликвидны. Часть хранится в золоте, часть помещена в правительственные инвестиционные фонды.
6. Снижение цен на нефть устраивает весь прочий мир
Один из главных факторов обрушения российской экономики в прошлом месяце — это быстрое понижение цен на нефть. Для России это стало самой серьезной «санкцией». Но для остального мира падение стоимости «черного золота» пошло во благо. У потребителей осталось больше денег, а у компаний снизились расходы на производство. Выгоды от снижения цен на нефть перевешивают негативные последствия от экономических потрясений в России.
7. Ослабление Путина — на руку Западу
Западные страны, особенно европейские, считают Путина угрозой. Финансовый кризис в России ослабляет эту угрозу. На Западе, наверное, не хотят полного краха России, потому что если Путин почувствует себя загнанным в угол, он может пойти на крайние меры. Но, возможно, дестабилизация власти вынудит его на сотрудничество с Западом. Возможно, в будущем его сменят, о чем мечтают многие российские бизнесмены.
8. На мировых биржах царят особые страхи
Замедление темпов экономического роста в Китае и Европе, риски, связанные с получением высоких доходов, низкие учетные ставки, большие колебания рынков — все это куда ближе, чем российский кризис.