В конкурсе на звание самой безумной идеи 2014 года третье место уверенно держит «импортозамещение».
Импортозамещения Россия не знала никогда. Со времен приглашения варягов, а уж тем более с присвоения их имени стране и народу, Русь всегда управлялась чужаками. Или людьми, по самому своему бэкграунду, по существу своих интересов и ценностей бесконечно далекими от большинства народов, населявших эту многострадальную землю.
Конечно, мне могут возразить, что в царстве духа людьми всегда верховодит импорт, или, иначе говоря, своевременный ввоз чужих мыслей, продуктов, слов и услуг.
Здесь нет ничегошеньки обидного. Это — просто закон природы. Почему он такой, уже совсем другой вопрос.
Мудрая Русь — да, заимствовала через посредников свою азбуку у греков и евреев. А вот, например, логику, грамматику и риторику — у римлян и немцев, французов и поляков. Литературные жанры — у итальянцев, французов, англичан. И постольку, поскольку это было так, все начинало работать.
Можно сказать даже больше — и само искусство, и самое науку осваивать импорт русские люди заполучили у разнообразных чужаков. А уж госуправление — да черт знает у кого. После варягов были византийцы на известном сквозняке из варяг в греки, татаро-монголы со своим игом, ну, и, уж конечно, такие пестрые немцы-голландцы — от императрицы Екатерины до Карла Маркса и его разноплеменного Изма.
Обидно, правда? Что точно так же было у всех, россиян почему-то не утешает.
А вот разговорами об импортозамещении (этом стыдливом эвфемизме превращенного в половую тряпку «патриотизма») можно увлечь разве что законченного простодыру, готового поверить, что на горе всем буржуям мы смастерим вечный двигатель на основе сквозняков. Ну, или хотя бы фейк для устрашения сварганим. Вот оно, второе сумасшедшее слово 2014 года. В речь оно пришло чуть раньше, конечно.
Этот вот прикольный фейковый парламент выбрали два года назад. Горстку недовольных фейковыми выборами быстро стерли в порошок. Остальные притихли. За два года фейковый орган обрел плоть и приступил к интересным операциям по обессмысливанию русского языка.
Тем временем к фейковому парламенту присоединился и не менее фейковый гарант Конституции.
Мощному импортозамещению очень мешает юркая импортная штучка под названием «логика». Она заставляет избегать таких непримиримых противоречий в языке, которые выдают в человеке либо неспособность мыслить, либо злонамеренность.
Представим себе, что некий царь много лет подряд убеждает своих подданных, что ни за что не потерпит нарушения целостности своего царства. Внезапно. Наступает момент искушения. Царь видит, что мог бы почти безнаказанно и даже без кровопролития завладеть изрядным куском чужой земли.
Царь думает, что нарушение целостности — это ведь только территориальные потери. Между тем, импортная штучка логика требует признать очевидное: нарушить целостность можно в обе стороны, причем присвоение нарушает эту самую целостность даже в большей степени, потому что ведь заодно нарушает и целостность отношений с остальным миром.
Так царь, клятвенно обещавший быть хранителем целостности, становится не только вором и клятвопреступником, но и главной угрозой для собственной страны: а как иначе, если все соседи начинают видеть в тебе угрозу?
Фейк отличается от простого обмана тем, что начинает самостоятельное существование. Это не подпоручик Киже, которого, в отличие от подпоручиков Стивена, Рыбина и Азанчеева, никогда и не было в природе. Нет, это самое настоящее живое лицо. Правда, действует это лицо как бы инкогнито. Посылает к своим границам вооруженные отряды из мужчин и тут же, но уже от своего имени, пишет в своей свежей военной доктрине, что присутствие таких вооруженных отрядов у границ РФ является угрозой безопасности РФ.
Называет источником угрозы своему царству «создание условий для применения военной силы», но тут же сам зачем-то эти самые условия создает.
Требует «расширения круга государств-партнеров» и тут же, одним движением, отталкивает от своей страны десятки государств-партнеров. Отталкивает скопом всех вчерашних союзников, не выиграв этой своей политикой ни одного нового друга.
«Импортозамещение» логики, как видно, перестало работать вовсе: им — порты, нам — замещение. Но как импорто-ни-замещай, есть железная логика в том, что именно чекисты, прошляпившие исчезновение своего СССР, сейчас так упорно бьются за его возрождение в умах: сами фейковые, стерегущие сумасшедшие слова России и не могут не возводить фейк второго порядка. Вот почему таким невероятным казался на протяжении всего уходящего 2014 года каждый шаг этих людей, каждый законопроект, каждое новое слово: они все еще стараются остановить агонию СССР.
Как только его ни расшифровывали! От шуточного Спальня, Столовая, Сортир, Работа до мечтательного Смерть Сталина Спасет Россию.
Но и установив, и совершенно точно, Самое Сумасшедшее Слово России, найдем ли мы петушиное слово-противоядие? Нет такого слова. С Говым нодом, граждане.