Первого января наша страна и ее граждане окажутся в новой реальности. После более чем 20 лет совершенно «свободного плавания» Армения стала членом Евразийского союза. Конечно, это отнюдь не бывший Советский Союз, как утверждают и сторонники, и особенно противники данного интеграционного объединения. Но факт состоит в том, что в истории нашего государства открывается очередная страница.
Что же готовит нам день грядущий? Если верить президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, впереди — немало всяческого позитива. По словам казахстанского лидера, «Евразийский экономический союз создан прежде всего для простых людей и в кровных их интересах. На огромном пространстве от Балтики до Тихого океана, от Арктики до Тянь-Шаня более 180 миллионов граждан государств-участников обретают равные возможности для ведения бизнеса, свободной торговли и занятости, пользования коммуникациями, расширения межрегионального сотрудничества, гуманитарного взаимодействия».
Заметим, что Назарбаев, вопреки ожиданиям некоторых сторонников нового союза, всегда говорит лишь об экономических аспектах объединения. Ведь, по его мнению, «тот, кто сегодня мечтает о возрождении СССР, не имеет мозгов». В чем же состоят для нас экономические и социальные преимущества объединения? На этот крайне актуальный для всех наших людей вопрос попытался ответить известный эксперт, руководитель организации «Интеграция и развитие» Арам Сафарян. По его словам, граждане Армении получат возможность без всяких ограничений, без пресловутых патентов работать в странах ЕАЭС на тех же условиях, что и граждане России, Казахстана, Белоруссии. «Одновременно трудовые мигранты получат возможность пользоваться услугами для своих детей — услугами детсадов, школ, а также пакета социального страхования, включая службы скорой медицинской помощи.
А это означает, что для многих наших людей отпадает необходимость из-за этих льгот отказываться от гражданства своей страны. При этом политолог уточнил, что ассоциация с Евросоюзом никогда подобных условий для граждан Армении не предполагала. Упомянул Сафарян и о 300-миллионном кредите для реконструкции Мецаморской АЭС, 30-миллионном безвозмездном гранте на развитие национальной атомной энергетики. Сами по себе подобные перспективы полностью сводят на нет все усилия Турции и Азербайджана добиться закрытия Армянской АЭС «по экологическим соображениям». Стоит добавить также, что в ближайшее время Ереван получит до 1% от таможенного бюджета ЕАЭС, а это ни много ни мало более 150 млн долларов для бюджета страны. При всем том от политической, и тем более — геополитической составляющей в деле формирования нового союза никуда не уйти, этот аспект присутствует объективно.
Любопытный анализ предлагает в этом контексте российская газета «Ведомости». По мнению издания, хотя корни ЕАЭС лежат в геополитике, преимущество союза — в его открытости для всех, он не ориентирован на русский этнический национализм и основывается на принципах экономической взаимозависимости. Более того — «если бы проекта ЕАЭС не существовало, его следовало бы изобрести в Брюсселе именно в тот момент, когда Россия поворачивается к Европе спиной. Проект привлекателен для Евросоюза не потому, что будет успешным, а потому, что это единственный способ отвлечь Россию от практики военного давления и националистической риторики. Он предполагает диалог на языке ЕС. Но вместо того чтобы признать собственное отражение в ЕАЭС, Брюссель затаил обиду на имитацию и упустил возможность смягчить наметившийся конфликт с Москвой. Если ЕС откроет для себя перспективу сближения с ЕАЭС, России будет послан четкий сигнал, что Брюссель признает ее право на собственный интеграционный процесс. Готовность ЕС признать «евразийский выбор» Армении позволит Брюсселю легитимно вынудить Россию признать легитимность «европейского выбора» Молдавии и Украины, считают «Ведомости».
Добавим к этому, что пока российские эксперты воздерживаются от развернутого анализа «событий 23 декабря», когда к ЕАЭС примкнули Армения (что было ожидаемо и запланировано) и Киргизия — что произошло достаточно неожиданно. В случае с Киргизией некоторая растерянность понятна: страна в общем-то не успела пройти необходимые процедуры в подготовке своего законодательства к требованиям ЕАЭС (чего не отрицали и в Бишкеке), и ее вступление, как утверждается, было продвинуто Нурсултаном Назарбаевым, который таким образом заимел в расширившемся союзе верного сателлита.
Другое дело — Армения. Москва безусловно рада видеть Ереван в составе объединения. Однако проблема отсутствия общих границ, сближение Грузии с Европой, накатывающийся на Россию кризис порождают вопросы, ответы на которые может дать лишь практика сотрудничества. Нет сомнений, что «притирка», отягченная всеми этими обстоятельствами, займет определенное время. К тому же совсем не исключено, что уже в будущем году российская сторона сочтет за благо начать восстановление экономических отношений с Западом, и в этом варианте роль и значение «армянского плацдарма» существенно возрастут, поскольку Ереван отнюдь не намерен сворачивать отношения с ЕС настолько, насколько это возможно.