В 2014 году суннитская группировка «Исламское государство» превратилась в террористическую организацию — во многих отношениях более мощную, даже чем «Аль-Каида». Она контролирует обширные территории в Сирии и Ираке и насчитывает в своих рядах десятки тысяч боевиков, в том числе граждан стран Запада.
Международная коалиция, которая противостоит «Исламскому государству», включает в себя более 60 государств, среди них несколько арабских. Однако, несмотря на продолжающиеся уже несколько месяцев авиаудары и ракетные обстрелы позиций группировки, «Исламское государство» по-прежнему угрожает захватить новые земли, убивает захваченных заложников и ведет активную вербовку новых боевиков.
Эксперты, опрошенные Радио Свобода, ответили на вопрос о том, как могут развиваться события в 2015 году.
«Исламское государство» продолжит наступление в Ираке, и может захватить провинцию Анбар
«Устойчивость руководства группировки зависит от постоянных побед, захвата новых и удержания уже контролируемых территорий», — полагает американский аналитик Джоэл Винг, автор блога «Наблюдая за Ираком». Атакованы могут быть в первую очередь города в провинции Анбар, чье руководство уже не раз предупреждало о том, что провинция падет, если правительство Ирака не увеличит резко присутствие там регулярных войск. По мнению Калеба Вайсса, одного из авторов публикаций на сайте «Дневник долгой войны», столица провинции Анбар Рамади и город Амирият Фаллуджа — основные цели возможного очередного наступления «Исламского государства». «Группировка уже контролирует 60 процентов Рамади и, если силы безопасности Ирака и наши суннитские союзники не получат достаточную поддержку, столица провинции Анбар падет окончательно», — уверен Калеб Вайсс, также отмечающий активность боевиков «Исламского государства» вдоль границы с Иорданией.
Значительно более тяжелое положение у этой террористической группировки в иракской провинции Дияла. Вооруженные отряды шиитов при поддержке курдского вооруженного формирования пешмерга уже отбили несколько городов, включая Саадию и Джалавлу. «Исламское государство», возможно, предпримет контрнаступление, однако шансы на успех у него значительно ниже, чем в провинции Анбар.
Коалиция, противостоящая «Исламскому государству», продолжит авиаудары в Ираке и Сирии
Как отмечает руководство коалиции, авиаудары уже заставили «Исламское государство» изменить свою стратегию с наступательной на оборонительную. Причем как в Ираке, так и в Сирии, в особенности в районе города Кобани на севере страны. Как ожидается, удары продолжатся и даже станут более интенсивными. Об этом заявляли недавно госсекретарь США Джон Керри и президент Франции Франсуа Олланд. Эксперт Джоэль Винг отмечает необходимость значительного укрепления военной мощи коалиции. По его словам, сейчас объем военной помощи со стороны стран Запада далеко не соответствует тому, что нужно, чтобы радикально изменить ситуацию. Сейчас коалиция скорее «раздражающий фактор», отмечает Калеб Вайсс, указывающий, что, несмотря на все предпринятые усилия, «Исламское государство» все еще способно вести наступательные операции. Однако маловероятно, что США примут решение об отправке своих военнослужащих в зону конфликта. В своем выступлении 3 декабря американский президент Барак Обама ясно дал понять, что такой сценарий на данный момент не рассматривается.
Расширение американской поддержки суннитских кланов, воюющих с «Исламским государством»
Одновременно с продолжением авиаударов коалиции следует ожидать более мощной американской поддержки суннитских кланов, воюющих с террористами. Это подчеркивается в специальном докладе Пентагона, представленном Конгрессу. США намерены потратить 24 миллиона 100 тысяч долларов на снабжение оружием этих кланов, включая поставку автоматов, минометов и ракетных снарядов. Калеб Вайсс считает, что этого недостаточно, притом что вооружение суннитских союзников — ключевое условие успешного контрнаступления против исламистов.
«Исламское государство» продолжит вербовку боевиков. Продолжатся и попытки остановить это процесс
По последним данным, командование «Исламского государства» практически прекратило проверку прибывающих из иностранных государств боевиков. Расширяется сеть тренировочных лагерей в Сирии, продолжается вербовка в странах Запада, причем и мужчин, и женщин. Судя по всему, именно военные победы «Исламского государства» приводят к увеличению числа желающих вступить в группировку. В ответ правительства стран коалиции намерены усилить контроль за теми, кто пытается отправиться в Сирию и Ирак, принять меры против местных радикальных организаций, помешать пропагандистской работе исламистов. В России и Казахстане были блокированы страницы экстремистов в социальных сетях, запрещены пропагандистские видео «Исламского государства». С другой стороны, угроза со стороны этой террористической группировки, может стать поводом для ограничения гражданских и религиозных свобод, в особенности в странах Центральной Азии, предупреждают эксперты.
Увеличение числа тренировочных лагерей «Исламского государства»
Ожидается увлечение числа тренировочных лагерей исламистов в Ираке и Сирии для обучения прибывающих рекрутов. Лагеря будут среди целей для авиаударов коалиции, отмечает Калеб Вайсс, по данным которого сейчас в Ираке и Сирии действуют не менее 25 таких лагерей.
К «Исламскому государству» присоединятся новые джихадистские группировки
Если «Исламское государство» продолжит успешные боевые операции и усилит пропагандистскую работу, то это усилит его влияние на сочувствующие ему исламистские группировки. Многие из этих группировок на Синайском полуострове, в Алжире и Саудовской Аравии уже принесли клятву верности лидеру «Исламского государства» Абу Бакру аль-Багдади. Эксперты предупреждают, что ливийский город Дерма превращается в центр джихадистов. Британский эксперт Аймен аль-Тамими говорит, что недавнее присоединение к «Исламскому государству» базирующейся на Синайском полуострове организации «Ан-сар-Байт аль-Макдис» — свидетельство усиления влияния «Исламского государства» на Синае и в Газе, и следует ожидать подобного шага со стороны еще нескольких исламистских организаций региона. Ожидается также усиление активности «Исламского государства» на Северном Кавказе.