В своей статье о будущем развитии ситуации на рынке нефти журналисты информагентства Reuters задаются вопросом о том, насколько может опуститься цена на нефть и как долго потом держаться на этом уровне? Об этом заставляет задуматься снижение стоимости «черного золота» на 50%. Однако если никто с полной уверенностью не может ответить на первый вопрос, то ответ на второй кажется вполне очевидным.
По сообщению иранского информагентства ISNA со ссылкой на Reuters, низкая цена на нефть сохранится до тех пор, пока не произойдет одно из следующих двух событий. Первое, которое ожидают большинство аналитиков и игроков на рынке, состоит в том, что когда Саудовская Аравия добьется своих геополитических или экономических целей, ради которых и была снижена цена на нефть, она восстановит монопольную власть ОПЕК. Второе заключается в том, что мировой рынок нефти будет развиваться в сторону обычной конкуренции, при которой цена определяется с учетом затрат на производство, а не по единоличному решению Саудовской Аравии или ОПЕК.
Возможно, это покажется маловероятным сценарием, однако в течение двух прошедших десятилетий с 1982 по 2004 года именно такие принципы диктовали развитие нефтяного рынка.
Каким бы ни был результат, можно быть уверенным, что он станет ясным еще не скоро.
Не может быть, чтобы Саудовской Аравии хватило только несколько месяцев низких цен на нефть, чтобы разбить союз Ирана и России или приостановить рост производства своей сланцевой нефти в Америке. Так же маловероятным кажется и то, что рынок нефти выйдет из-под господства ОПЕК и будет развиваться в сторону обычных условий конкуренции. Многие нефтяные инвесторы, которые до сих пор ждут быстрого возвращения цен на прежний уровень, скорее всего, будут разочарованы. Самый лучший прогноз по поводу цен на нефть состоит в том, что на фоне продолжения многолетнего противостояния из-за господства на Ближнем Востоке и доли на рынке нефти установится новый ценовой диапазон, который, вероятнее всего, будет на более низком уровне.
При этом основной вопрос состоит в следующем: будет ли нынешняя цена в 55 долларов за баррель составлять минимум или максимум этого нового диапазона? Разобраться в этом поможет предыдущий опыт определения нефтяных цен. 30 лет, прошедшие с того момента, когда ОПЕК впервые громко заявила о себе в 1974 году, можно разделить на три периода. В 1974–1985 годах легкая американская нефть торговалась от 48 до 120 долларов за баррель. С 1986 по 2004 года цена за нефть колебалась от 21 до 48 долларов (не считая короткий период кризиса в России в 1998 году и Иракской войны в 1991). С 2005 года по настоящий момент цена на нефть, как и в 1974–1985 годах, вновь поднялась до уровня 50–120 долларов, если не брать в расчет два резких, но краткосрочных скачка цен в период финансового кризиса в 2008–2009 годах.
Эти три периода важны потому, что за прошедшие 10 лет ценовой диапазон весьма схож с периодом господства ОПЕК в 1974–1985 годах. Вместе с тем в течение 19 лет с 1986 по 2004 года существовали совершенно иные условия. Вероятно, отличие этих двух периодов кроется в том, что в 1985 году власть ОПЕК пала и на протяжении почти 20 лет вместо монополии реализовывался закон конкурентного ценообразования. Однако в 2005 году монополизм в ценовой политике был восстановлен после того, как ОПЕК воспользовалась увеличившимся потреблением нефти в Китае.
Принимая во внимание эти исторические периоды, логично предположить, что цена в 50 долларов за баррель нефти является своего рода чертой, отделяющей монопольную стоимость от конкурентной, и именно эта цифра войдет в новый ценовой диапазон. При этом остается вопрос: будет ли в ближайшие годы отметка в 50 долларов максимальным или минимальным уровнем цены на нефть?
Есть несколько причин для того, чтобы прогнозировать новый ценовой диапазон аналогичным тому, который существовал в 1986–2004 годах и составлял тогда от 20 до 50 долларов. В долгосрочной перспективе к сокращению спроса на нефть приведут такие факторы, как развитие техники и борьба за сохранение окружающей среды. Они же создадут условия для того, что дорогостоящая ближневосточная нефть превратится в некий накопленный актив наподобие колоссальных мировых запасов каменного угля. Другими факторами поддержания низкой цены на нефть, возможно, станут отмена санкций против Ирана и России, а также прекращение гражданской войны в Ираке и Ливии, в результате чего на мировой рынок будет поступать еще больше нефти из Саудовской Аравии.
Скорее всего, сланцевая революция станет самым главным поводом возвращения к конкурентному ценообразованию вместо монопольного режима ОПЕК в 1974–1985 и 2005–2014 годах. Хотя добыча сланцевой нефти и является относительно затратной, она может быть более простой и дешевой по сравнению с добычей обычной нефти. Это означает, что сейчас именно у экспортеров сланцевой нефти, а не у Саудовской Аравии, будет перепроизводство этого вида сырья. На рынке, где действительно действуют правила конкуренции, Саудовская Аравия и другие мало затратные производители всегда осуществляют добычу этого сырья на самом высоком уровне, в то время как поставки сланцевой нефти будут снижаться в период низкого спроса и повышаться в период ее нехватки. Эта логика конкурентной борьбы свидетельствует о том, что расходы на добычу американской сланцевой нефти, цена которой, как правило, оценивается в 40–50 долларов, должна в будущем стать максимумом мировых цен на нефть, а отнюдь не минимумом.
С другой стороны, существуют благоприятные условия для возвращения к монопольному ценообразованию ОПЕК в диапазоне от 50 до 120 долларов. Члены этой организации прилагают все усилия для того, чтобы не допустить возвращения к конкурентному ценообразованию, поэтому они могли бы вновь выработать некий механизм для превращения своего объединения в эффективный монопольный картель. Хотя на фоне увеличения рыночной доли американских производителей устанавливать цену на нефть будет гораздо сложнее, при условии того, что в новом году ОПЕК сможет заставить многих производителей сланцевой нефти прекратить рыночную конкуренцию, эта организация имеет все шансы продолжить собственную политику ценообразования. Этому может содействовать макроэкономические последствия низкой цены на нефть для мирового развития и увеличение экономической активности и спроса на энергию.
Итак, остается ждать, какая из этих двух тенденций одержит верх: низкий ценовой диапазон на уровне 20–50 долларов на базе рыночной конкуренции или же высокая ставка в размере 50–120 долларов при условии возвращения господства ОПЕК?