В новом году в России на телевидение и радио вернулась реклама алкогольных напитков. Запрет, введенный менее трех лет назад, был частично отменен Госдумой в декабре 2014-го. И если рекламные ролики с крепким спиртным размещать в эфире по-прежнему не разрешено, то для вина и пива производства России сделано исключение. Единственное существенное ограничение — призывать покупать российское сухое или полусухое можно с 11 вечера до 7 утра.
«Принятие законопроекта даст новый импульс развитию виноградарско-винодельческой отрасли, обеспечит защиту прав потребителей и отечественных производителей, будет способствовать борьбе с алкоголизмом», — говорилось в пояснительной записке к думским поправкам, разрешающим рекламировать вино и пиво. Депутаты решили поддержать российскую экономику и заодно привить населению привычку вместо водки пить благородные слабоалкогольные напитки. В 2012 году, вводя «сухой закон» в рекламе, власть также объясняла свои действия заботой о народе. Говорили, что «от болезней, связанных с употреблением алкогольной продукции, в России ежегодно умирает 600–700 тысяч человек», и требовали оградить обывателя от соблазна «сходить за Клинским» или попробовать что-то новенькое, настоянное на березовых бруньках и кедровых орешках.
Сейчас, в кризис, приоритеты меняются, акцизы на алкоголь все еще остаются одним из наиболее надежных источников пополнения бюджета. Но если вернуть рекламу водки было бы слишком радикальным шагом, то поддержать свое, отечественное, не слишком крепкое — вполне в духе ура-патриотических настроений. Тем более что приходится как-то заботиться о виноделах Крыма, вынужденных работать в условиях двойных санкций — против России в целом и новых властей полуострова в частности.
Настороженно к послаблениям на алкогольном рынке отнеслись общественные организации, пропагандирующие здоровый образ жизни. Сергей Сушинский, президент фонда «Защита нации», опасается, что вино-водочное лобби на достигнутом не остановится:
— Что у водочников, что у производителей вина или пива очень много денег, чтобы нанимать лоббистов и в регулярном режиме этот вопрос поддерживать. Конечно, они будут додавливать, и если мы будем так дальше отпускать ситуацию, может дойти до 90-х годов, когда водку продавали в палатках. А это значит — опять сверхсмертность, если люди на две недели будут уходить в запой. Не у всех есть определенная установка и традиции, например, справлять Новый год трезво. И мне, и нашей организации, и нашим партнерам и союзникам нужно снова подключиться к делу. И вообще всем гражданам России стоит писать письма и президенту России, и в Госдуму, чтобы все эти законодательные меры снова вернулись на нормальное ограничительное поле.
Сергей Сушинский обращает внимание на то, что в условиях экономического кризиса подогревать интерес к алкоголю опрометчиво:
— К сожалению, очень большой риск, что те люди, которые пока не определились со своей занятостью, не смогли переориентироваться в условиях кризиса, не имеют какого-то правильного отношения к спиртному, для них повышается риск увеличения потребления алкоголя в условиях нестабильности. Безусловно, реклама алкоголя в эти кризисные события — дополнительный минус. И это действительно недопустимо в данной ситуации! Нам часто говорят, что введение жестких мер по алкоголю приводит к революции. Я с этим не согласен. Трезвые люди, которые не пьют либо употребляют очень редко, способны гораздо лучше справиться с кризисом, мобилизуются. Наоборот, к революции может привести всеобщее неумеренное употребление спиртного хотя бы потому, что те люди, которые должны защитить свою власть, уходят в пьянство.
Еще одна новость, связанная с алкогольным рынком, пришла за несколько дней до Нового года: водка в России подешевеет. Уже с 1 февраля минимальная цена за пол-литра составит 185 рублей. Сейчас производитель не имеет права продавать бутылку водки меньше чем за 220 рублей. Официальных комментариев по этому поводу пока не поступало. Источники российских СМИ утверждают, что решение «Росалкогольрегулирования» стало реакцией на недавнее заявление Владимира Путина, выступившего против роста цен на спиртное.
Повышенное употребление алкоголя в дни экономических и политических потрясений всегда сказывается на увеличении уровня смертности. Демограф Анатолий Вишневский уверен, что на статистику в значительной степени повлияет и ухудшение медицинского обслуживания. Недофинансирование бюджетной сферы — закономерный результат, когда Россия теряет сверхдоходы от продажи нефти:
— Мне кажется, что сейчас здравоохранение испытает большие проблемы, связанные с экономической ситуацией, и как бы это не сказалось на ухудшении положения со смертностью. Мы и так очень сильно отстаем по этому показателю практически от всех развитых стран. Здравоохранение — это не только лечение заболевших, а это и профилактика, в том числе и противостояние алкоголизму. В каких-то случаях медицина все-таки выручает перепившего. Конечно, появляются дополнительные риски, потому что у нас алкогольный компонент в смертности очень велик. В депрессивных районах усилится негативное влияние злоупотребления алкоголя.