Во Франции надолго запомнят день 7 января. После того, как новостной сайт военных частей этой страны сообщил о размещении в Персидском заливе одного французского авианосца с полным флотом воздушной и морской техники с целью поддержки операций западных стран против «Исламского государства», появились шокирующие новости о якобы террористической атаке на офис юмористического журнала Charliе Hebdo в Париже.
Около 11:30 утра по местному времени напротив офиса редакции остановилась машина, в которой находились три человека. Двое из них вышли и, вооружившись автоматами Калашникова, напали на редакцию журнала, убив при этом несколько ее сотрудников. Одной из жертв атаки стал директора издания. Погибли также главный редактор и еще четыре карикатуриста. Некоторым журналистам удалось спрятаться на крыше здания. Окончив стрельбу, нападавшие скрылись на двух автомашинах.
Charliе Hebdo начал публиковать оскорбительные карикатуры на пророка Мохаммеда в 2012 году, но за все это время данное обстоятельство не вызывало столь агрессивную реакцию. В 2011 году в журнале появилось сообщение о том, что главным редактором его будущего номера будет «Святой Мохаммед», а вместе с ним на первой странице и карикатура на пророка. В 2013 году в одном из номеров Charliе Hebdo, опубликованном на 64 страницах, в виде карикатур было приведено житие пророка Мохаммеда. Каждую среду это издание публикует свои карикатуры, некоторые из которых являются оскорбительными для мусульман.
За 15 минут до нападения на редакцию сотрудники журнала разместили на своей странице в Twitter некое сообщение о главе «Исламского государства» Абу Бакре Аль-Багдади. На основании этого делаются заявления о том, что в этой террористической атаке замешано ИГИЛ. На одном из основных сайтов «Исламского государства» новость о стрельбе в редакции французского журнала получила следующую реакцию: «Аллах Акбар! Аллах Акбар! Господи, посей страх в их сердцах и уменьши то зло, которое они причиняют мусульманам! Франция больше остальных ведет войну с мусульманами в разных частях света. Всем известно, какую роль играет эта страна в войне с правоверными в Африке и особенно в Ливии».
Три года тому назад Charliе Hebdo напечатал целый ряд карикатур на святых подвижников ислама, включая самого пророка. Недавно на страницах журнала появилась карикатура и на самого Аль-Багдади, что, по всей видимости, и вызвало гнев игиловцев.
По данным информагентств, первоначально число жертв нападения составило десять человек. Скрываясь с места преступления, злоумышленники столкнулись с нарядом полиции. Телеканал Sky News сообщил, что люди, открывшие стрельбу, были вооружены пулеметами и минометами.
На место происшествия прибыли президент и министр внутренних дел Франции. Франсуа Олланд распорядился созвать экстренное совещание правительства. Французская полиция объявила, что ранение получили десять человек, пять из которых находятся в критическом состоянии.
Спустя некоторое время официальные источники сообщили, что число жертв атаки возросло до 11 человек. По распоряжению министра внутренних дел, в Париже был объявлен высший уровень опасности. В столице были закрыты государственные школы. Министр внутренних дел Пятой республики объявил полную боевую готовность для борьбы с терроризмом. В частности, он заявил: «Франция столкнулась с серьезной опасностью. Большое количество граждан нашей страны присоединилось к группировке ИГИЛ. На одном из последних снимков членов этой группировки опознан один француз».
Франсуа Олланд, оценив нападение на редакцию журнала «стопроцентным террористическим актом», назвал его «крайней дикостью малодушных террористов» и заявил, что полиция занимается поиском нападавших. Французский президент также сообщил о пересмотре всех мер безопасности, предпринимаемых ранее в стране. «Мы не будем действовать вопреки своим демократическим ценностям, — объявил Олланд, — однако люди, совершившие это преступление, обязательно будут наказаны. Франция столкнулась с угрозой, потому что она свободная страна. Убийство двух полицейских говорит о том, что здание, в котором находилась редакция журнала, находилось под охраной». Президент Франции назвал атаку на редакцию журнала Charliе Hebdo в Париже нападением на свободу и подчеркнул важность сохранения единства страны перед лицом террористической угрозы. 8 января был объявлен президентом днем траура по погибшим.
Свое мнение о произошедшем высказал бывший президент Франции Николя Саркози: «Наша демократия подверглась нападению. Преступников следует наказать самым строгим образом».
Отвратительным и диким назвал это вооруженное нападение британский премьер-министр Дэвид Кэмерон. Он заявил: «Великобритания поддерживает французский народ в борьбе с терроризмом и защите свободной прессы. Мы защищаем свободу слова и демократию, поэтому террористам никогда не лишить нас этих ценностей». Власти Объединенного Королевства тоже объявили в своей стране самый высокий уровень опасности.
Общество мусульман Франции в своем обращении осудило нападение на редакцию журнала, назвав его дикостью. Мусульманский университет Египта Аль-Азхар и Арабский союз также осудили этот акт и заявили, что подобного рода действия противоречат законам ислама. Аналогичным образом поступил и премьер-министр Ирака Хадейр Аль-Абади, который объявил: «Эта атака наводит на мысль о необходимости союза против мятежников и свидетельствует о том, что терроризм угрожает всем странам мира, а не одному Ираку».
Официальный представитель Министерства иностранных дел Ирана тоже осудила террористический акт в Париже, назвав любое насилие против невинных людей противоречащим исламскому учению. Кроме того, Марзие Афхам назвала неприемлемым злоупотребление свободой слова, идейный радикализм и террор против людей, пользующих уважением разных религий и народов, а также осудила оскорбление в адрес тех или иных религий и отстаиваемых ими ценностей.
Спустя еще некоторое время было объявлено, что число жертв возросло до 12 человек. Новостные ленты информагентств сообщили, что десять убитых были журналистами, среди которых четыре известных в своих кругах карикатуриста Стефан Шарбонье, Жан Кабю, Жорж Волински и Бернар Верлак.
Резко осудил теракт в Париже и президент США Барак Обама. Белый Дом заявил о своей готовности сотрудничать с властями Франции в расследовании этого инцидента. Вслед за перестрелкой в Париже сотрудники национальной безопасности США установили контакт со своими французскими коллегами.
Точно так же осудил атаку на редакцию французского журнала и президент России Владимир Путин, заявивший, что Москва готова сотрудничать с Парижем в плане противостояния терроризму.
Председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер назвал эту террористическую атаку дикой и бесчеловечной. Он заявил: «Нападение на редакцию юмористического журнала Charliе Hebdo является настоящим зверством, которое никак нельзя оправдать. Оно бросило вызов всем нам как европейцам».
Подвергнув критике нападение на Charliе Hebdo, канцлер Германии сообщила: «Меня поразила новость об этом происшествии. От лица немецкого народа я хотела бы выразить соболезнования французам». «Атака на редакцию журнала, — заявила Англела Меркель, — означает нападение не только на Францию, но и на свободу слова и прессы, которая является центральным элементом нашей свободной демократической культуры».
НАТО, опубликовав заявление по этому поводу, также осудило данный теракт, назвав его варварской мерой, направленной против свободной прессы. Генеральный секретарь Альянса объявил: «Терроризм, в каком бы виде он ни был, является абсолютно недопустимой мерой».
Глава дипломатического ведомства Турции Мевлют Чавушоглу, сообщив о том, что его страна осуждает нападение на редакцию французского журнала, призвал Европу противостоять постоянно увеличивающейся исламофобии. Он пояснил: «Какой бы ни была причина этой атаки, мы ее осуждаем и выступаем против любых террористических мер».
Салман Рушди, автора антиисламского романа «Сатанинские стихи», тоже выступил в защиту Charliе Hebdo. В своем обращении на эту тем он назвал религию «предметом юмора».
По информации французской полиции, люди, напавшие на редакцию журнала, были членами диверсионной группы. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, в свою очередь, подчеркнул, что подобного рода жестокие атаки не имеют никакого оправдания, и заявил: «Целью таких налетов является раскол общества. Мы ни в коем случае не должны поддаваться на эту провокацию».
По сообщению ливанского телеканала Al Mayadeen, политолог Джордж Сисиан прокомментировал это происшествие следующим образом: «Во Францию вернулись десятки террористов, принимавших участие в войне в Сирии. Само по себе это очень опасно. Франция и другие европейские страны, которые до сих пор сомневаются, вести ли им борьбу с «Исламским государством», должны уже наконец принять какое-то решение, потому как французы больше не смогут признавать факт того, что одна часть боевиков ИГИЛ — хорошая, а другая — убийцы».
В атаке на редакцию французского журнала принимали участие три человека — два брата Саид и Шериф Куаши, а также водитель Хамид Мурад. Преступники расстреляли редакцию из автоматов Калашникова и один из них при этом выкрикивал «Аллах Акбар». Комментируя данный инцидент, арабский новостной портал Al Ahd пишет, что постоянная помощь Франции такфиристским группировкам в период сирийского кризиса привела к тому, что в конце концов в нападении на редакцию журнала Charliе Hebdo произошло то, что давно предсказывали.
Корреспондент международного информагентства Mashregh News обсудил эту ситуацию с французским журналистом и аналитиком Тьерри Мейсаном.
Mashregh News: Что думают французы о нападении вооруженных людей в Париже?
Тьерри Мейсан: Есть два аспекта этой проблемы. Первое — это то, что произошло в действительности, и второе — то, что люди принимают за действительность. Фактически, на редакцию юмористического издания напали два человека, которые убили 12 человек и при этом кричали «Аллах Акбар». По мнению большинства французов, это означает, что на журнал напали мусульмане, не довольные карикатурами этого журнала.
На мой взгляд, решение о нападении на редакцию принимали вовсе не те два человека, которые ее в конечном итоге предприняли. Люди, которые стоят за всем этим, хотят, чтобы ситуация во Франции привела к началу гражданской войны между мусульманами и немусульманами. Поэтому сейчас им необходимо предпринять атаку против французов, а потом спланировать нападение на мусульман, чтобы таким образом заставить обе стороны испытывать чувство опасности и вступить в войну друг с другом.
— Недавно мы были свидетелями операций «Аллах Акбар» в Великобритании и даже самой Франции. Насколько велика вероятность того, что подобного рода операции приведут к активизации роли этих двух стран на Ближнем Востоке?
— Нельзя говорить с полной уверенностью, но определенно эти события связаны друг с другом. Все мы знаем, в чем заключается политика Америки в отношении Европы. Нам также известно, что американцы готовы убивать граждан союзных государств, чтобы обеспечивать свои собственные интересы. За последние годы мы видели много примеров этого.
Примечательным является то, что госсекретарь США Джон Керри назвал атаку на журнал Charliе Hebdo выпадом против «свободы слова». Как могут государства, уничтожившие многие телеканалы в Югославии, Ираке, Сирии и Ливии из-за того, что они были против действий Запада, говорить о свободе слова?
Вспомним, что «Аль-Каида» и ИГИЛ никогда не говорили о начале войны в Европе. При этом они все время твердят о развязывании гражданской войны в мусульманских странах. Люди, которые говорят о гражданской войне в Европе и странах Запада, сидят в Тель-Авиве, а не в Каире или Кабуле. Они хотят развязать войну в Европе, чтобы потом взять на себя роль спасителей европейцев. Операции «Аллах Акбар» осуществляются для управления мусульманами в Европе.