В конце 2014 года в России разразился сильнейший финансовый кризис. Начиная с середины июня и по декабрь месяц, мировые цены на нефть упали почти в два раза. За этот же период рубль был девальвирован по отношение к доллару наполовину. Золотовалютные запасы России сократились на 135 миллиардов долларов, а инфляция достигла двузначных цифр. Экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться.
Падение цен на нефть вынуждает Россию сократить импорт наполовину, а если сюда еще добавить рост инфляции, то россиян ожидает значительное снижение уровня жизни.
В России также сохраняется высокий уровень коррупции и ощущается острая нехватка ликвидности. Учитывая все эти факторы вполне вероятно, что Россию в ближайшем будущем ожидает финансовый крах, который будет сопровождаться падением производства на уровне 8% — 10%.
В нынешней ситуации, чтобы выйти из столь затруднительного положения, России не остается ничего другого, как надеяться на своего могущественного президента. Однако Владимир Путин предпочитает не предпринимать никаких решительных мер, и делает вид, что никакого кризиса нет. В своих двух самых важных публичных выступлениях в декабре прошлого года Путин просто рассказал гражданам о «текущей ситуации». В новогоднем приветствии российский лидер в очередной раз похвастался аннексией Крыма и успехами российских спортсменов на Олимпийских играх в Сочи и ни словом не обмолвился о тяжелой экономической ситуации в стране.
Тем временем российская экономика находится в свободном падении, и Путин не может бесконечно притворяться, что дела в стране идут хорошо. У него все меньше и меньше остается пространства для маневра.
Естественно, Путин может вывести свои войска из восточной Украины и тем самым способствовать тому, чтобы Соединенные Штаты и Евросоюз отменили экономические санкции в отношении России. Но в этом случае Путину придется, похоже, признать свое поражение, а он к этому не готов.
У российского лидера нет никаких реальных рычагов давления, чтобы вернуть цены на нефть на прежний уровень. При этом следует признать, что экономический спад в России наметился задолго до падения цен на «черное золото». Это стало следствием выбранной неэффективной экономической модели развития страны на основе так называемого «кланового капитализма».
Действительность такова, что идеи Путина как национального лидера принципиально несовместимы с решением текущих экономических проблем России. И это несмотря на то, что в России существуют современные и точные статистические экономические данные, а также конкретные программы известных экономистов, представленные в Интернете для вывода страны из кризиса. Однако Путин предпочитает не обращать на них никакого внимания.
По информации западных журналистов, российский лидер больше доверяет ежедневным докладам МВД, МИД и спецслужб, которые рассказывают ему о текущих событиях в мире и стране. Российского лидера волнуют международные дела, а не экономическая ситуация в стране, что указывает на его клептократическое мышление. Следует признать, что в современной России во властных прокремлевских структурах нет достойных экономических экспертов - при том, что в основных экономических структурах России работают весьма компетентные и профессиональные топ-менеджеры. Проблема в том, что в процессе принятия решений в Кремле не участвуют экономические эксперты. Последний из экономических тяжеловесов, который работал с начала 90-х годов в российском правительстве, был Алексей Кудрин, но и он вынужден был уйти в отставку с поста министра финансов в 2011 году. В России в отличие от США нет ни одного компетентного экономиста в Совете Безопасности РФ.
Путин полностью узурпировал власть не только среди своего ближайшего окружения, но и окружения председателя правительства, который, начиная с советских времен, всегда считался главной экономической властью в стране. В самом деле, после того как в 2012 году Путин в очередной раз занял президентское кресло, а Дмитрий Медведев перешел на пост премьер-министра, правительство не приняло ни одного значимого решения без ведома Кремля.
Короче говоря, Путин, не являясь специалистом в области экономики, лично принимает наиболее важные экономические решения и отдает указания руководителям крупнейших государственных монополий и министрам на встречах в Кремле. В результате такой деятельности лидера страны, российская экономическая политика по своей сути является фрагментарной и нефункциональной.
Наиболее ясно это прослеживается в столь деликатной сфере, как валютный рынок, где требуется четкая координация деятельности всех государственных структур. В России, в отличие от других стран, Центральный банк лишен эксклюзивного права вмешиваться в валютные торги. Об этом свидетельствует то, что произошло с рублем в декабре, когда министерство финансов, в распоряжении которого находится почти половина золотовалютного резерва страны, а это 169 миллиардов долларов, а также средства резервного фонда и фонда национального благосостояния, посчитало вмешательство Центробанка недостаточным.
Минфин объявляет о том, что продаст семь миллиардов долларов, чтобы избежать дальнейшего падения национальной валюты и таким образом переступает красную черту. В дальнейшем, когда рубль продолжал ослабевать, Кремль обязал пятерку крупнейших государственных экспортеров нефти и газа продать часть своих валютных активов за рубли, что лишь привело к усилению давления на валютный рынок. Очевидно, что такого рода разрозненные меры лишь усугубляют потрясения на валютном рынке и способствуют резкому колебанию обменного курса рубля от 5% до 10% в течение только одного дня.
Не лучше обстоят дела и в финансовой сфере, где бюджетная политика строится из пожеланий российского лидера. Для Путина главными приоритетами бюджетного финансирования являются армия, силовые структуры и государственный аппарат. Затем идут грандиозные инфраструктурные проекты, которые отдаются в руки соратников Путина, сколотивших на этом целые состояния. Ну, а то, что осталось после этого в бюджете, идет на финансирование социальной сферы, в первую очередь - пенсий, чтобы сохранить Путину его преданный электорат.
В настоящее время бюджет не может покрыть все три приоритетные сферы финансирования, и приходится выбирать. Министерство финансов предпринимает героические усилия, чтобы хоть как-то сбалансировать доходную и расходную часть бюджета, но ему явно не хватает политического веса. В прошлом году правительство увеличило расходы на образование и здравоохранение, но исполнение решения было возложено на региональные органы, которые не получили на эти цели ни копейки из федерального бюджета, и никто не мог ничего с этим поделать, так как политическое решение принималось на самом высоком уровне.
Если Путин хочет спасти российскую экономику от катастрофы, то необходимо в первую очередь пересмотреть приоритеты. Для начала, следует отказаться от некоторых крупных долгосрочных инфраструктурных проектов, которые появились за последние два года. Первый шаг в этом направлении уже был сделан — отказ от строительства Южного потока, но этого недостаточно.
Кроме того, Путин должен следовать разумным рекомендациям министра финансов РФ Антона Силуанова, который предлагает сократить государственные расходы в текущем году на 10%, в том числе на социальные программы и оборону. Но, как показывает опыт, из этого вряд ли что получится.
Россия сталкивается с серьезными финансовыми проблемами, которые лишь будут усиливаться. Но самая большая проблема для России заключается в ее лидере, который по прежнему продолжает отрицать реальность, проводя политику, которая ведет лишь к ухудшению ситуации в стране.