Однажды в дискуссии прозвучало два вопроса. Какой будет дальнейшая судьба России, которой правит якобы непредсказуемый Путин? Что произойдет, когда однажды Путин править перестанет?
Я попытаюсь ответить на оба вопроса сообразно тому, как мне представляется современная Россия. Сначала я хочу сказать, что считаю Россию страной с нормальным капитализмом, и иначе и быть не может, ведь в 90-е годы прошлого столетия российские законы создавали выпускники и поклонники фридманской чикагской школы. Владимир Путин, по моему мнению, является идеологически умеренным российским националистом, который склонен идеализировать российское самодержавие, и антикоммунистом, у которого, однако, столько здравого смысла, что он оставил российских коммунистов и сталинистов в покое и не стремится переписывать историю.
Ведь он знает, что коммунисты сделали из отсталой полуфеодальной аграрной страны мировую супердержаву с развитой промышленностью и очень боеспособной армией, которую западные элиты пусть и не любили, но вынуждены были уважать и обходиться как с равной. В экономической сфере Путин – умеренный неолиберал, по-своему зависимый от поддержания олигархической капиталистической системы, которая сформировалась в России в 90-е годы прошлого столетия. Не будь украинского кризиса и санкций Запада, Россия постепенно и уверенно двигалась бы к экономической интеграции с Европой, которая очевидно пошла бы на пользу обеим сторонам.
Страной с населением в 150 миллионов человек не может эффективно управлять один человек. Россия – это парламентская демократия, у нее формально независимый суд и Центральный банк. Конституцию им при Ельцине буквально написали американские советники и их российские марионетки. «Путинское чудо» состоит в тех результатах, которых он достиг (Россию, разоренную Ельциным, он снова сделал державой), и в его личных качествах: интеллигентности, трудолюбии, умении быстро и эффективно реагировать на проблемы. В глазах россиян у него огромная харизма, и он пользуется поддержкой более 80% населения, о чем все политики Запада могут только мечтать. И намерения России ясны: у нее есть экономическая концепция (поворот от вероломной Европы к Азии), военная доктрина (основанная на модернизации армии и явной угрозе уничтожения противника ядерным оружием, если он нападет) и даже намек на идеологию, которая опирается на православие и сохранение семейных ценностей.
Путину, в отличие от западных политиков, удалось убедить подавляющее большинство мусульман в РФ в том, что он их уважает. При всем негодовании по поводу террористов, которое при всех сомнениях в их происхождении и мотивах я разделяю, я должен отметить, что за гадости, которые публиковали в Charlie Hebdo, в России наказали бы – на кого бы сатирики в подобной манере ни указывали: на мусульман, евреев, христиан или атеистов. Россияне (и российские мусульмане тоже) извлекли уроки из чеченской войны: русские перестали бомбардировать мусульман и начали строить им мечети и финансово поддерживать области, где те живут. Подавляющее большинство мусульман сегодня лояльно к своему государству. Сегодня Чечня и Татарстан – это одним из самых современных и богатых регионов РФ. Исламские духовные лидеры в РФ приглашаются на все значимые мероприятия, и к их мнению прислушиваются. Но при этом им ясно очерчены границы «джихада» в преимущественно христианской стране. С настоящими религиозными фанатиками и теми, кто их поддерживает, там никто не церемонится.
Помимо малочисленной и все уменьшающейся пятой колонны, в России есть масса умных и образованных людей, которые готовы на большие жертвы для своей Родины. А прославленных российских олигархов поставили перед выбором: либо вы воспользуетесь своим богатством на благо страны, либо забирайте награбленное и уезжайте туда, где вас могут в любой момент лишить всего ваши западные друзья. Россия уже давно не является страной отсталых пьяных мужиков, как ее здесь ярко описывают некоторые участники дискуссий, а в других местах – некоторые политики и продажные СМИ. Из этого всего я делаю единственный вывод: за будущее России в случае, если удастся сохранить мир, мы не должны бояться. В отличие от будущего Евросоюза, управляемого жалкими коррумпированными элитами и опустошаемого местными и заморскими «банкстерами».