«Нефть нужна не нам. Она нужна нашим машинам»
Джеймс Вулси (James Woolsey), бывший глава ЦРУ.
Среди факторов, оказавших влияние на мировую экономику во второй половине 2014 года, нефть уверенно занимает первое место, говорим ли мы о долговом кризисе в Европе или замедлении темпов экономического роста в США или Китае. О влиянии нефти на мировой рынок акций говорилось в начале всех выпусков экономических новостей, тема нефти так или иначе присутствовала во всех экономических анализах и прогнозах. О ней говорилось больше, чем в 2008 году во время обвала нефтяного рынка. По своему значению новые события не уступают тем, которые произошли в конце 90-х годов, когда цены на нефть достигли исторического минимума. Сегодня нефть продолжает оставаться уникальным товаром, которого боится и за который боится все человечество.
Шотландский писатель и журналист Джеймс Бучан (James Buchan) писал: «На протяжении веков нефть была обычным товаром, сегодня же она стала для человечества таким же незаменимым ресурсом, как вода». С этим трудно спорить. Однажды покойная премьер-министр Израиля Голда Меир сказала в сердцах: «Позвольте мне сказать о нашей, израильтян, обиде на Моисея. Он водил нас 40 лет по пустыне, чтобы привести в единственное на всем Ближнем Востоке место, где нет нефти!» Произнося эту фразу, Меир, кажется, на мгновение забыла о том, как она и другие израильские лидеры, невзирая на нефтяные потребности своего народа, призывали его вернуться в «землю обетованную». Неудивительно, что нефть сегодня нередко становится основным экономическим, политическим или социальным фактором. Любые значительные изменения в нефтяной отрасли ведут к таким же глобальным изменениям во всех сферах общественной жизни.
Но какими бы ни были эти изменения, Саудовская Аравия по-прежнему остается основным игроком нефтяной отрасли экономики. Уже были попытки игнорировать эту истину. Но истина есть истина, она не зависит от чьих-либо желаний. Саудовская Аравия прекрасно осведомлена о своей силе и проводит соответствующую нефтяную политику. Многие считают эту политику агрессивной, но на самом деле это не так. Она лишь определяется сегодняшним состоянием нефтяного рынка. Причем Эр-Рияд руководствуется этим фактором как предпринимая чрезвычайные меры и отвечая на сезонные колебания рынка, так и определяя общую нефтяную политику. Во многом эта политика и привела к тому, что 2014 год прошел под знаком нефти.
2014 — год, который останется в истории, и не только потому, во второй его половине цены на нефть упали на 50%, но еще и потому, что в этом году на смену старых и потерявших эффективность подходов пришла новая нефтяная политика. В новых реалиях на рынке смогут остаться только по-настоящему сильные игроки, а слабые и действовавшие по принципу «ударь и беги» компании и государства будут вынуждены уйти.
Изменения, произошедшие в 2014 году на нефтяном рынке, беспрецедентны по своему масштабу: был остановлен натиск сланцевой нефти, потеряли часть своей рыночной стоимости крупнейшие мировые нефтяные компании, получили развитие так называемые «плавучие нефтехранилища». В последние полтора месяца прошлого года работы по бурению скважин сланцевой нефти в США сократились на 17%, каждую неделю нового года американцы приостанавливают работы сразу на нескольких скважинах. Кроме того, в Северной Америке сократились геологоразведочные работы и в традиционной нефтяной отрасли. Скорее всего, в наступившем году эта тенденция продолжится: по предварительным прогнозам, объемы геологоразведочных работ в США сократятся на 14,1%. Некоторые американские нефтяные эксперты говорили о том, что производство нефти будет остановлено, если ее цена упадет до 50 долларов за баррель. Другие называли критической отметку в 60 долларов за баррель.
Еще в первой половине 2014 года никто и предположить не мог ничего подобного, особенно принимая во внимание напряженную обстановку в большинстве нефтепроизводящих стран. Конечно, начавшийся этап не пройдет бесследно. На сегодняшний день упали в цене акции 22 из 24 крупнейших компаний, производящих нефть и газ. Например, по последним данным, общая рыночная стоимость корпораций Chevron и ExxonMobil сократилась на 95 миллиардов долларов. Одни компании были вынуждены сократить зарплаты своим сотрудникам, другие — провести массовые сокращения.
Эксперты предсказывают, что в новом году расходы в энергетическом секторе экономики во всем мире сократятся на 6,7%. Согласно последнему исследованию рынка, проведенном британским банком Barclays, Ближний Восток остается единственным местом в мире, где не планируется сокращения расходов. Напротив, ожидается, что они возрастут на 14,4%.
Коренные изменения на нефтяном рынке, начавшиеся в 2014 году, продолжатся и в 2015. Объясняются эти перемены очень просто: пресловутая стабильность нефтяного рынка в последние годы была на самом деле не совсем стабильной. В результате происходящих изменений многие компании, действующие на рынке сегодня, проиграют, но будут и те, кто окажется в выигрыше. Таких тоже будет немало. С каждым очередным изменением цены на нефть будут рушиться и все имевшиеся у нас до этого представления о нефтяном рынке, что, в свою очередь, отразится и на других сферах жизни мирового сообщества. Но, в конечном итоге, с 2014 года, который оказался годом перемен, начнется отсчет новой, более стабильной эпохи.