Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российский ВМФ на грани краха

Большие корабли устаревают, а заменить их Москва не может.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кремль объявил, что в 2015 году Россия серьезно расширит масштабы действий своего военно-морского флота. Но это — пустое обещание. На самом деле российский флот на грани упадка. Это объясняется серьезными недостатками кораблестроения, которые накапливались десятилетиями. Между тем Соединенные Штаты и Китай продолжают наращивать и модернизировать свои военно-морские силы.

Кремль объявил, что в 2015 году Россия серьезно расширит масштабы действий своего военно-морского флота.

Но это пустое обещание — или угроза, если хотите. На самом деле российский флот на грани стремительного упадка в плане количества кораблей и боевой мощи. Это объясняется серьезнейшими недостатками кораблестроения, которые накапливались десятилетиями.

«Что касается походов кораблей российского флота, то их количество увеличится на 50% по сравнению с 2013 годом», — заявил в декабре телезрителям начальник российского Генерального штаба генерал Валерий Герасимов.

Однако обещания Герасимова дают неверное представление о мрачном будущем российского военно-морского флота. Пусть в 2015 году он станет работать активнее и деятельнее, но кораблей в его составе будет со временем все меньше и меньше. А оставшиеся будут меньше по размерам и слабее своих соперников.

Сегодня в составе российского военно-морского флота имеется 270 кораблей и судов, включая надводные боевые корабли, десантные корабли, подводные лодки и вспомогательные суда.

Имеется, но на бумаге. В это число входят многие корабли, которые бездействуют, неисправны либо находятся в плохом состоянии. Кроме того, здесь учитывается большое количество маленьких сторожевых катеров, имеющих очень ограниченные боевые возможности.

Из 270 кораблей в рабочем состоянии находятся лишь 125 или около того. А из этих 125 лишь 45 являются океанскими надводными кораблями и подводными лодками, находящимися в хорошем состоянии и способными к боевому применению.

Все вышеперечисленные данные предоставил Дмитрий Горенбург (Dmitry Gorenburg) из Дэвисовского центра российских и евразийских исследований при Гарвардском университете.

Для сравнения, у ВМС США имеется примерно 290 кораблей. Почти все они находятся в хорошем состоянии, готовы к применению и являются океанскими кораблями.

Тем не менее, почти 50 крупных боевых кораблей — весьма серьезная вещь. Кроме того, по своей огневой мощи они превосходят флоты всех стран, кроме самых сильных. Но, как говорит Горенбург, проблема в том, что российский флот стар… и долго не протянет.

«Российский военно-морской флот — это в основном наследство, оставшееся от Советского Союза, — пишет он. — В настоящее время в составе флота немного новых кораблей, а спущенные на воду в последние годы довольно малы. Что касается крупных надводных кораблей, то ВМФ использует то, что ему удалось сохранить в те годы, когда флот не получал практически никакого финансирования».

Тяжелый авиационный крейсер "Адмирал Кузнецов"


Многие, а то и большинство кораблей советской постройки будут списаны в ближайшие несколько лет, поскольку они стареют, становятся небезопасными и неэкономичными.

При режиме президента Владимира Путина Кремль подготовил планы по восстановлению флота. Но легче сказать, чем сделать, когда те корабли, которые необходимо срочно заменять, труднее всего построить. Речь о тяжелых крейсерах, мощных эсминцах и единственном в России авианосце «Адмирал Кузнецов», который после трех десятков лет службы с трудом выходит в море.

«Российская кораблестроительная отрасль не в лучшем состоянии», — говорит Горенбург. По его оценкам, она может построить 50-70% от того количества кораблей, которые Москва хочет получить к 2020 году. «Самый ранний срок, когда Россия сможет построить новый авианосец — 2027 год, а новые эсминцы до сих пор существуют только в чертежах, и первый из них сможет войти в строй не ранее, чем через 10 лет».

Не помогают и действия России по вторжению на Украину, где был построен «Адмирал Кузнецов». До недавнего времени украинские верфи поставляли России многие компоненты, которые были необходимы ей для строительства новых боевых кораблей.

Москва попыталась обеспечить свою ветшающую судостроительную отрасль новой техникой и передовыми знаниями, закупив во Франции два десантных корабля-вертолетоносца типа «Мистраль», а также приобретя лицензию на проект с целью продолжения строительства таких кораблей на российских верфях.

Но Париж в прошлом году приостановил данную сделку, когда российские войска аннексировали украинский Крымский полуостров, а также просочились на восток Украины для оказания помощи пророссийским сепаратистам.

Российские судостроительные заводу по-прежнему могут строить небольшие корветы и простые корабли ближнего дозора. А это влияет на характер действий флота.

«Советский военно-морской флот концентрировал усилия на строительстве кораблей, способных бороться с авианосными группами, — говорит в заключение Горенбург. — А новый российский флот сосредоточился в основном на оборонительных действиях против менее сильного противника, находящегося ближе к России».

Поэтому 50-процентное наращивание деятельности флота в 2015 году может стать одним из последних всплесков его активности на многие годы вперед — по крайней мере, если говорить о реальной активности. Российский флот будет все чаще находиться у стенки.

Между тем Соединенные Штаты и Китай продолжают наращивать и модернизировать свои военно-морские силы. США деятельно работают над тем, чтобы к 2020-м годам увеличить численность больших кораблей до 306 единиц. И Вашингтон все чаще размещает свои корабли за рубежом.