Шейх Хасан Насралла стоит перед сложной дилеммой. С одной стороны, он обязан помогать своему союзнику Башару Асаду в войне с сирийским повстанцами. С другой — он вместе с «Хезболлой», а фактически вместе со всем Ливаном, замешан во внутрисирийский конфликт, его группировка несет многочисленные потери в войне, которая формально не имеет никакого отношения к Ливану.
За свое участие в гражданском конфликте в чужой стране Насралла подвергается жесткой критике в Ливане. Ливанцы не довольны тем, что сирийская война проникает на их территорию. Особенно пугает ливанцев радикальный суннитский исламизм. Участие «Хезболлы» в сирийском конфликте привело также к радикализации противостояния между суннитами и шиитами.
Поэтому, как сообщила ливанская телекомпания «Аль-Манар», связанная с «Хезболлой», с декабря 2014 года между этой группировкой и движением «Аль-Мустакбаль», возглавляемым Саадом Харири, сыном убитого в 2005 году ливанского президента Рафика Аль-Харири, ведется интенсивный политический диалог. Главной темой диалога является необходимость формирования вселиванского фронта борьбы с радикальными исламистами из ИГИЛ, стремящимися проникнуть на территорию страны, а также наведение мостов между различными этноконфессиональными общинами Ливана.
Однако Ближний Восток, как всегда, непредсказуем. В считанные секунды ситуация может измениться кардинальным образом. Ликвидация Джихада Мугние и нескольких высокопоставленных иранцев смешала «Хезболле» все карты.
В минувший четверг Насралла дал интервью одному из арабских телеканалов. В ходе интервью главарь «Хизбаллы» хвастался военными возможностями группировки, которые предоставляет ей Иран, включая внушительный арсенал оружия, полученный от Тегерана. Он намекнул, что в руках «Хезболлы» имеется оружие, которое разрушит баланс в его противостоянии с Израилем (возможно, речь идет о сирийском химическом оружии). Насралла подчеркнул, что если Израиль посмеет атаковать сирийские объекты, его группировка нанесет удар по израильским целям.
И вот, всего через три дня после этого интервью, Насралла стоит перед сложной дилеммой — если он отреагирует на ликвидацию Мугние, «Хезболла» может оказаться в состоянии войны не только с сирийскими повстанцами, но и с Израилем. Весь Ливан будет поставлен под угрозу мощного израильского контрудара. С другой стороны, отсутствие реакции со стороны «Хезболлы» наносит ущерб его статусу на внутриливанской политической сцене.
В воскресенье «Хезболла» опубликовала заявление, содержащее угрозу мести Израилю, который, согласно зарубежным источником, несет ответственность за ликвидацию террористического «принца» Джихада Мугние. Однако сложно понять, что именно может сделать в сложившейся ситуации шейх Насралла.
Следует отметить, что, несмотря на тяжелые потери, которые «Хезболла» несет в Сирии, группировка продолжает наращивать свой военный потенциал. Кроме того, в боях с сирийскими повстанцами ливанские шииты приобретают немалый боевой опыт. Именно сирийский опыт позволил «Хезболле» сделать заявление, что следующую войну она будет вести на территории Израиля.
Но действительно ли «Хезболла» хочет втянуть в войну с Израилем весь Ливан? В состоянии ли «Хезболла» противостоять радикальным исламистам ИГИЛ на втором фронте? В состоянии ли «Хезболла» противостоять оппозиции в самом Ливане? Логичный ответ на все эти три вопроса — отрицательный. Хотя такие понятия, как «честь» и «престиж» имеют значение в системе ценностей мусульманских лидеров, включая Хасана Насраллу.
В сложившейся ситуации наиболее доступным решением для «Хезболлы» является осуществление теракта на границе Израиля с Сирией или Ливаном — против израильских военных и гражданских объектов. «Хезболла» поступала подобным образом в течение сего 2014 года и брала ответственность за теракты.