Состоявшееся подписание военно-оборонного соглашения между Россией и Ираном свидетельствует о том, что стратегическое партнерство между двумя странами может перейти на более высокий уровень практических действий, ознаменовав собой начало нового этапа в истории двухсторонних отношений.
Сотрудничество в плане обороны всегда сулило много возможностей для России и Исламской Республики Иран. Еще начиная с 90-х годов обе страны, используя потенциал дипломатических и оборонных ресурсов, стремились извлечь для себя пользу в плане развития двухстороннего партнерства.
Визит министра обороны России Сергея Шойгу в Тегеран, где он встретился со своим иранским коллегой Хосейном Дехганом, и подписание военно-оборонного соглашения между Ираном и Россией доказывают то, что оба государства идут по пути реализации дипломатического и оборонного потенциала и намерены расширять отношения друг с другом.
Сергей Шойгу прибыл в Иран 19 января и уже на следующий день по завершении переговоров с иранским министром обороны обе стороны подписали военное соглашение.
В документе делается акцент на борьбу с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, соблюдении интересов двух стран и повышении уровня их сотрудничества в целях обеспечения мира и безопасности в регионе. На совместной с российским министром пресс-конференции Хосейн Дехган заявил: «Мы договорились сделать более интенсивным сотрудничество в военной и военно-технической областях и эффективно повышать оборонный потенциал обеих стран».
На той же пресс-конференции Сергей Шойгу сообщил: «Состоялся обмен мнениями по столь важной теме, как координация действий по борьбе с международным терроризмом и контрабандой наркотиков, и с учетом условий, сложившихся в регионе, мы признаем важность совместного сотрудничества».
Министр обороны России отметил: «На переговорах было принято решение увеличить практическую составляющую военного сотрудничества двух стран, в связи с чем упор был сделан на соответствующие мероприятия в плане обмена делегациями, проведения штабных переговоров и обучения наблюдателей и личного состава вооруженных сил и специальных подразделений по борьбе с терроризмом».
Министры обороны России и Ирана также разрешение проблему поставок оборонно-ракетных систем С-300. Напомним, что последний визит в Иран министра обороны России (тогда этот пост занимал Игорь Сергеев) состоялся еще в 2001 году. Тот факт, что Шойгу решил посетить Исламскую Республики через 13 лет после этого, говорит о важности развития оборонных отношений между Россией и Ираном.
Все последние годы обе страны имели массу общих проблем, связанных с военной сферой и безопасностью. К их числу относилось урегулирование ближневосточных кризисов, сохранение региональной стабильности и недопущение влияния иных крупных держав. Данное обстоятельство привело к тому, что у Российской Федерации и Исламской Республики Иран имеется множество общих интересов и тем для обсуждения.
По всей видимости, в настоящий момент российско-иранскими отношениями в сфере безопасности руководит принцип противодействия американской политике «создания ограничений». Само собой разумеется, что Россия после начала украинского кризиса и присоединения к своей территории Крыма стала объектом западных санкций и американцы предпринимают своего рода попытки добиться внешней изоляции этой страны.
Между тем, учитывая показатели прежнего сотрудничества, отношения между Россией и Ираном в области обороны можно было бы охарактеризовать как весьма перспективными. Дело в том, что развитие двухсторонних связей обусловлено не только усилиями каждой из сторон, но и реальными стоящими перед ними проблемами регионального и мирового характера.
В связи с этим, как это отметили на совместной пресс-конференции министры обороны России и Ирана, обе страны могут перейти на новый уровень практического сотрудничества в целях борьбы с существующими для них региональными и глобальными вызовами.
Еще одной целью визита российского министра обороны в Иран стали переговоры на предмет поставок оборонного ракетного комплекса С-300, по итогам которых было сообщено о разрешении проблем, связанны к покупкой Ираном этой военной установки.
Проблемы с договором о покупке С-300 на сумму 800 миллионов долларов начались почти семь лет тому назад. В 2009 году Россия заявила, что поставка этого ракетного комплекса противоречит содержанию антииранских резолюций Совета Безопасности ООН. По мнению многих экспертов, тогда Москва приняла подобное решение под давлением Вашингтона. Вместе с тем кажется логичным предположить, что на фоне увеличения напряженности в отношениях России с Соединенными Штатами и ее попыток укрепить собственные контраргументы в адрес Запада руководство этой страны вновь поставило на повестку дня вопрос о продаже Ирану С-300.
Можно сказать, что проблема поставок этих ракетных комплексов является единственным препятствием на пути развития оборонных отношений между двумя странами, поскольку очень часто в самые разные периоды времени они находились на весьма высоком уровне. Оба государства стараются решать имеющиеся трудности в позитивной обстановке и создается впечатление, что, делая это, они стремятся восстановить было сотрудничество, но при этом идти в ногу со временем.
Оборонные отношения между Россией и Ираном редко когда претерпевали серьезные кризисы и по большей части осуществлялись в конструктивной среде, постоянно увеличивая свой масштаб. В последние годы эти отношения перешли в практическую фазу, ознаменовавшую собой подписание широкого спектра соглашений о военном и техническом сотрудничестве. Сегодня это сотрудничество, прошедшее испытания прошлого десятилетия, имеет все шансы реализоваться в новых сферах, таких как борьба с терроризмом и взаимодействие в плане военно-морских операций и гуманитарных программ.