Визит Сергея Шойгу, приехавшего в Тегеран в прошлый понедельник, имеет большое значение для военных и политических отношений двух стран. Достаточно вспомнить о том, что это первый визит российского министра обороны в Тегеран за последние 15 лет. Он стал важной вехой для отношений в военной области, потому что в ходе этой поездки стороны подписали соглашение о военно-техническом сотрудничестве. Один из пунктов этого документа гласит, что Россия и Иран обязуются совместно противостоять «иностранному вторжению на территорию стран ближневосточного региона». Это означает, что две страны будут сообща бороться с угрозами и военным давлением, а также с санкциями, наложенными на них США и странами Запада. Сергей Шойгу подтвердил эти намерения двух стран, заявив во время визита в Тегеран: «Наше двусторонне сотрудничество поднимет уровень боеспособности наших стран и будет иметь большое практическое значение для российской и иранской армий». Он также добавил, что обсудил со своим иранским коллегой «основные международные и региональные проблемы в области безопасности и особенно ситуацию на Ближнем Востоке и в Афганистане».
Иранские источники, со своей стороны, сообщили, что российский министр обороны проинформировал своих коллег в Тегеране, что Россия готова пересмотреть свое решение об отказе от поставок ЗРК С-300 Ирану. Кажется, Москва сегодня заинтересована в том, чтобы урегулировать эту проблему. Пересмотр решения о поставках оружия будет означать остановку судебного процесса в Арбитражном суде в Париже. Тегеран подал в суд, требуя от Москвы выплаты неустойки в размере четырех миллиардов долларов за отказ от выполнения обязательств по заключенному ранее контракту.
История отношений двух стран в военной области знавала и взлеты, и падения. В период с 1989 по 1991 год военное-техническое сотрудничество между Ираном и Советским Союзом достигло своего пика. В то время было подписано четыре крупных контракта более чем на пять миллиардов долларов. Соглашение о военном сотрудничестве 1989 года предусматривало поставки в Иран советских самолетов, вертолетов, зенитных ракетных систем С-200, дизельных подводных лодок и танков. Но изменения, произошедшие в России в 90-е годы прошлого века, привели к тому, что Москва под нажимом США и Израиля отдалилась от Ирана, и немаловажную роль в этом сыграл подписанный в 1995 году протокол «Гор-Черномырдин», декларировавший прекращение военного сотрудничества между Россией и Ираном. По оценкам российских экспертов подписание этого протокола привело к тому, что Россия потеряла около четырех миллиардов долларов.
После того, как НАТО напал на Югославию, и Россия вышла из вышеупомянутого протокола, в истории российско-иранских отношений начался новый этап. В период с 2000 по 2007 год Иран стал третьим крупнейшим импортером российского оружия. Однако затем по военно-техническому сотрудничеству двух стран был нанесен новый удар. Это случилось, когда президент Дмитрий Медведев ввел эмбарго на поставки в Иран ЗРК С-300 «в соответствии с резолюцией СБ ООН», прекрасно зная о том, что продажа подобных ракет разрешена международным законодательством, и что Иран уже выплатил аванс по соответствующему контракту.
Современная геополитическая ситуация такова, что Россия и Иран вновь (и более чем когда-либо) имеют все предпосылки для сближения. Обе страны выступают против американского мирового господства, также перед ними стоит общая задача борьбы с исламским радикализмом. Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов говорит в этой связи следующее: «Иран как шиитская страна, как и Россия, выступает против радикальных исламистов-суннитов, которые формируют террористические образования на Ближнем Востоке». Кроме того, Ирану, как и России, крайне невыгодно падение цен на нефть. Две страны сближает и то, что политика России на Украине, а Ирана — на Ближнем Востоке сталкивается с жесткой критикой в Европе. На оба государства страны Запада наложили санкции. Таким образом, сегодня Москва и Тегеран оказались по одну сторону от баррикад, и, как говорит Пухов, «только одного этого достаточно, чтобы их отношения позитивно развивались». Вашингтон и Тель-Авив когда-то поспособствовали прекращению военно-технического сотрудничества между Россией и Ираном, но теперь они стали основной причиной усиления этого сотрудничества.
Визит министра обороны в Тегеран, а также предшествовавшие ему многочисленные контракты в экономической области, заключенные в последние несколько месяцев, как нельзя лучше отвечают тому положению, в котором оказались две страны. В предыдущие несколько лет торговый оборот между двумя странами значительно сократился. В 2012 году он, по сравнению с 2011 годом, уменьшился на 38 миллиардов долларов. За два вышеупомянутых года объем российского экспорта в Иран сократился на 44%. Одновременно значительно ослабло сотрудничество в военно-технической области. По оценкам российского Центра анализа мировой торговли оружием, Россия потеряла на этом около 13 миллиардов долларов.
Многие российские эксперты советуют Кремлю пренебречь возможной реакцией США и выполнить свои обязательства по контрактам на поставку в Иран ЗРК С-300. Это отвечает российским национальным интересам, которые постоянно подвергаются угрозе со стороны Вашингтона и стран НАТО.
«Оживление» военно-технического сотрудничества между Россией и Ираном остро необходимо как русским, так и иранцам, и отвечает политической воле обеих стран. Но если это сближение является просто вынужденным «тактическим ходом», вызванным сиюминутными потребностями двух государств, не исключено, что через несколько лет их отношения вновь придут в упадок. Но если Россия и Иран действительно считают свое двустороннее сотрудничество «стратегическим», то их отношения будут находиться в состоянии расцвета еще долгие годы.