Послание Духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи под заголовком «Всей молодежи Европы и Северной Америки», датированное 21 января этого года, по-своему интересно и требует критической оценки. Приведем и проанализируем некоторые части из этого обращения.
1. Хаменеи обращается к западной молодежи, потому что, во-первых, она представляет будущее своих стран, во-вторых, в ней живо стремление искать истину, а в-третьих, западные политики «сознательно сбили политику с пути правды и чести».
А как бы понравилась аятолле реакция на его послание самих молодых людей? Вряд ли бы ему пришлись по вкусу их отзывы на это послание в Facebook, хотя поскольку администратор данного сайта не служит в аппарате «уважаемого духовного лидера», эти записи в Иране не прочитаешь.
2. Написать это письмо западной молодежи аятоллу убедили «последние события во Франции и схожие с ними инциденты в некоторых других странах Запада». Какие события? Террористические акты, совершенные мусульманами? Или усиление западными СМИ «исламофобии» и «исламоненавистничества»?
До сих пор аятолла Хаменеи так ясно и не осудил преступления террористов во Франции. Действительно, еще в своей речи от 24 марта 1993 года он говорил: «Террористом считается любой, кто в какой-либо стране мира, в городе, деревне, на улице или где-то еще, заложит бомбу и убьет невинных людей, мужчин, женщин и прочих гражданских лиц. Такое мы никогда не поддерживали и не будем поддерживать».
Однако в своем послании он говорит о современной массовой волне «исламофобии», а не парижских терактах.
3. Вплоть до сегодняшнего дня аятолла Хаменеи не осудил преступления, совершенные во французской столице. Спрашивается почему? Потому что террористические акты в Париже и аналогичные им происшествия он считает заранее запланированными действиями западных политиков, направленными против ислама и мусульман. В своем послании он обращается к западной молодежи с такими словами: «Не верьте обманывающим вас террористам, которые наняты для того, чтобы изображать из себя мусульман».
Иранские средства массовой информации, связанные с органами безопасности и военными кругами страны из числа фундаменталистов (в том числе и новостное агентство Fars, вещающее от лица Корпуса стражей Исламской Революции и народного ополчения Басидж) в значительной мере исказили сообщения о парижских терактах, чтобы показать, что за ними стоит само французское правительство. В частности, они указывали на следующие моменты:
а) Разве возможно, чтобы один из террористов потерял свои документы, по которым потом была установлена его личность?
б) Одежда террористов и применяемая ими тактика говорят об их высоком профессионализме, поэтому они, по всей видимости, были тайными агентами полиции.
в) Один из террористов выстрелил в голову упавшего полицейского-мусульманина, однако на записи, которую тысячу раз показали по всем каналам, на земле не видно ни одной капли крови. Это доказывает срежиссированность всего инцидента.
Вероятнее всего, Хаменеи придерживается такого же мнения. Считая все террористические группировки такфиристов наемниками Запада, он проводит мысль об этом и в своем послании. Таким образом, он хочет сказать западной молодежи, что их политики инсценировали эти атаки, чтобы очернить весь ислам.
4. Западу, то есть правительствам западных стран, всегда нужен враг. В период холодной войны врагами считались коммунизм и Советский Союз, но после распада СССР новым «страшным врагом» Запад сделал ислам. Хаменеи пишет: «Хочу, чтобы вы спросили самих себя о том, почему старая политика сеяния страха и ненависти с невиданной силой сейчас направляется против ислама и мусульман?»
Хаменеи призывает молодых людей в западных странах понять причины и выгоды «крупномасштабного очернения ислама». Сам же он отвечает на этот вопрос в том духе, что причинами усиления исламофобии стали, с одной стороны, возросшее влияние этой религии, а с другой — угроза интересам мировых агрессоров. В своей речи от 17 ноября прошлого года аятолла говорил об этом так: «Сегодня одна из ключевых задач известных во всем мире организаций культуры — заставить людей бояться ислама. Почему? Если бы ислам не угрожал интересам мировых агрессоров, они бы не реагировали таким образом. Вы видите, что искусственно создаются группировки, которые действуют под лозунгами ислама и установления исламской власти, их вооружают, финансируют, а потом заставляют убивать людей и дестабилизировать ситуацию в разных странах. Это свидетельствует о влиянии ислама, истинной формы которого они так боятся».
5. Хаменеи призывает молодежь Запада напрямую обратиться к Корану, житию пророка Мухаммеда и его гуманитарно-этической философии, а также задаться таким вопросом: «Каким образом и благодаря каким принципам смог такой ислам на протяжении долгих веков сформировать величайшую в мире научную и интеллектуальную цивилизацию, прославленную лучшими учеными и мыслителями?»
Вслед за этим он предлагает невозможное, а именно: непосредственно читать Коран и Сунну (описание жизни пророка), не обращая внимания на «предубеждения», «негативную пропаганду» и «оскорбительные стереотипы», которые мешают познанию истинного ислама и «лишают вас возможности непредвзятого суждения».
Это требование окончательно разъясняет для нас теоретическую позицию аятоллы Хаменеи. Он все еще не знает либо знает, но отрицает, что любое понимание и толкование священных религиозных текстов основывается на предубеждениях и стереотипах, без которых нельзя найти ни одного письменного источника. Сознание — это не чистое зерцало, а очки, которые все видят через призму теорий. Читающий тоже, в свою очередь, не может отделиться от собственных чувств и переживаний. Все это накладывает отпечаток на читателей и комментаторов и затем отражается на толковании — таковы самые элементарные принципы науки герменевтики.
6. Аятолла Хаменеи обращается к молодежи Запада с такими словами: «Я не настаиваю на том, чтобы вы усвоили то толкование ислама, которому придерживаюсь я или кто-то другой, однако не позволяйте, чтобы ислам, как динамично развивающееся и влиятельное движение современного мира, внушали вам с примесью неких корыстных идей».
Напомним, что еще в начале своего правления Хаменеи отверг разные прочтения священных текстов и определил состав духовенства, которому было официально разрешено заниматься религиозным толкованием. Сейчас же ситуация заставила его дать согласие на непредвзятое и непосредственное толкование мусульманского писания западной молодежью.
Если раньше много раз говорилось о том, что исламоведение требует специальной подготовки и им могут заниматься только мусульманские правоведы-факихи, то теперь все представляется так, что сотни миллионов молодых людей из западных стран, не являясь при этом мусульманами, могут прочитать английский перевод Корана и других священных текстов и якобы обрести истинное понимание ислама. Хаменеи утверждает: «Не лишайте себя возможности истинного понимания ислама, далекого от каких-либо предубеждений, чтобы в знак благодарности за ваше признание истины будущие поколения взирали на взаимоотношения Запада с исламским миром с меньшей обидой и без угрызений совести».
Удивительно. До чего дошел нынешний корыстный режим в Иране, который не только не понимает новаторских идей иранских религиозных мыслителей, но и при помощи общества наставников Духовной академии в Куме (придворных факихов) лишает духовного сана таких правоведов, как аятолла Санеи за его модернистские, но существующие в рамках существующей традиции распоряжения-фетвы!
За свое религиозное инакомыслие из всех университетов исключены Мохаммад Моджтахед Шабестари и Мостафа Малекиан, которых лишили также права заниматься преподавательской деятельностью, однако при этом западную молодежь призывают читать священные тексты и достигать «истинного понимания ислама». Шабестари, Малекиан, Ахмад Габель и многие другие им подобные деятели, видите ли, не понимают ислам, но западная молодежь поймет обязательно.
7. Сильно беспокоит Хаменеи «индустрия исламофобии», которая увеличивает пропасть между исламским миром и Западом. Поэтому он призывает каждого молодого человека, проживающего в той или иной западной стране, посредством прямого обращения к Корану и Сунне помочь «построить над этой пропастью мост справедливых идей».
«Индустрия исламофобии» — это реально существующее явление. Однако тем громадным заводам — разного рода организациям и фондам — для производства своего продукта нужно сырье. Его обеспечивают мусульманские фундаменталисты и особенно террористические группировки исламистов.
Согласно самым последним исследованиям, западные средства массовой информации, в частности американские, британские и немецкие, изображают ислам как дикую и жестокую религию, а самих мусульман — террористами. Вместе с тем основанием для таких образов служит деятельность таких группировок, как ИГИЛ, «Боко Харам» и им подобные.
Исламская Республика Иран под руководством сначала аятоллы Хомейни, а потом Хаменеи тоже сыграла важную роль в поставке сырья для «индустрии исламофобии» и «исламоненавистничества». Здесь мы не будем писать о том, что отрицают аятолла Хаменеи и другие представители Исламской Республики. Укажем только на те эпизоды, которые официально признаются.
— Тактика ИРИ в отношении бахаистов (последователей космополитской религии бахаизма), которых в Иране лишили всех основных гражданских прав.
— Приказ аятоллы Хаменеи о пятилетнем домашнем аресте аятоллы Хосейн-Али Монтазери, критиковавшего политику властей.
— Пятилетний домашний арест по приказу того же Хаменеи лидеров «Зеленого движения», несогласных с переизбранием бывшего президента, в лице Мир-Хосейна Мусави, Мехди Карруби и Захры Рахнавард.
— Подавление самого «Зеленого движения», названного «мятежом», включая пытки задержанных, гибель в результате истязаний троих заключенных и убийство десятков демонстрантов, принявших участие в уличных протестах в знак несогласия с победой на выборах Ахмадинежада в 2009 году.
— Нападение первого заместителя главы судебной власти Голамхосейна Мохсени-Ажеи на журналиста Ису Сахархиза в ответ на обвинения в компрометирующих связях с молодыми девушками и юношами и укус его за плечо.
— Ответственность за массовое убийство почти 3800 политических заключенных летом 1988 года, совершенное по приказу аятоллы Хаменеи.
— Исполнение приговоров, особенно тех, которые предусматривают наказание, повторяющее действие самого преступника. Современное население стран Запада, включая молодежь, считают это дикостью. Любопытно, что по времени послание аятоллы Хаменеи совпало с сообщением о том, что ни один иранский врач не согласился привести в исполнение подобный приговор в адрес преступников, осужденных за то, что они брызнули кислоту в лицо своих жертв.
Это список можно продолжать еще очень долго. Достаточно будет того, чтобы молодой человек из какой-либо западной страны увидел воочию то, как преступника наказывают, выливая на него кислоту. Если врачи, живущие в Исламской Республике, считают данный акт дикостью, что же должны об этом думать народы западных стран?
С другой стороны, на продолжении всего долгого периода своего правления аятолла Хаменеи неуклонно прилагал усилия для того, чтобы пропасть между миром ислама и Западом стала еще глубже. Даже в своей речи 9 января этого года он говорил шиитским и суннитским богословам об угрозах со стороны западных государств и опроверг возможность религиозного плюрализма, подчеркнув, что милость надо проявлять только к мусульманам, а с представителями других религий следует поступать жестко. Достаточно будет того, что молодые люди из западных стран прочитают это его обращение.
8. Если бы у мусульман были такие лидеры, как Махатма Ганди, Нельсон Мандела, мать Тереза, Мартин Лютер Кинг и подобные им личности, и они бы призвали молодежь Запада к знакомству с исламом и отказу от «исламофобии» и «исламоненавистничества», их голос был бы в значительной степени услышан. Однако призыв аятоллы Хаменеи противоречит его истинным целям.
Разве он не утверждал, что реализовал ислам и продолжает его насаждать? Все судят по поступкам и видят деяния иранского духовенства на счет бога, ислама и других мусульман, считая всех за это ответственными.
Если бы аятолла Хаменеи и другие духовные лица хотя бы немного беспокоились об исламе, они бы немедленно ликвидировали в стране строй Исламской Республики и принцип «велаяте факих» (высшего правления мусульманского правоведа), заложив основу создания демократического строя и формирования светской власти, в основе которой лежат свободы и права человека. Им бы следовало отказаться от политической и экономической власти и вспомнить о мудрых речах Саади, который говорил: «Бить поклоны Богу не значит служить народу». Как мать Тереза, они должны помогать отверженным. И тогда их призыв будет услышан.