Фермеры из Аравы предупреждают, что падение курса рубля поставило их в очень тяжелые условия, и говорят, что вся отрасль может рухнуть. На долю России приходится 40% израильского сельскохозяйственного экспорта, и ущерб для фермеров оценивается на данный момент в 300 миллионов шекелей (около 76 миллионов долларов, — прим. ИноСМИ).
«Правительство должно принять стратегическое решение»
49-летний Итай Галь (איתי גל) из Эйн-Яхав, представитель второго поколения фермеров Аравы, выращивает сладкий перец, дыни и помидоры. Практически весь урожай сегодня медленно гниет на складах. Он говорит, что экспорт стал невыгодным, так как год назад доллар стоил 30 рублей, а сегодня подскочил уже до 70, в результате чего продукция продается по цене ниже себестоимости. «Падение рубля привело к хаосу. Целая провинция Израиля из процветающей превратилась в депрессивную», — говорит он.
Галь, председатель фермерского объединения «Йофи шель Ярокот», одной из ведущих торговых сетей в своей области, обвиняет правительство в равнодушном отношении к проблемам фермеров: «Дело всей нашей жизни, дело, которому отданы десятки лет, оказалось под угрозой, но всем наплевать. Правительство считает, что размер страны ограничен Хадерой на севере и Гедерой на юге. Сельское хозяйство не входит в список приоритетов. Должно быть принято стратегическое решение. Нам ехать не менее 120 километров до ближайшего города, где можно найти работу».
Вместе с Галем по-прежнему работает его 74-летний отец: «Он — настоящая соль земли. Ему тяжело видеть, что происходит. А самое грустное, что не к кому обратиться за помощью. Нас бросили на произвол судьбы, государство нами не интересуется», — говорит Галь.
«Я прибыл в Араву, когда мне было шесть лет, и занимаюсь земледелием, сколько себя помню. Мне не стыдно называть себя сионистом, и я считаю, что, возделывая землю, мы определяем границы нашей страны. Страна достигла высокого уровня развития, в том числе, благодаря этому подходу», — говорит он.
«Министерства увязли в коррупции и заняты выборами»
50-летний Ронен Шлахт (רונן שלכט) из Эйн-Яхав, выращивающий сладкий перец на экспорт, тоже считает, что оказался на краю пропасти. «Друзья говорят о полном крахе. Проблема реальна. Тем временем министерство сельского хозяйства и другие ведомства увлечены коррупцией и подготовкой к выборам. Никто даже и не думает о том, чтобы помочь нам. После 50 лет сионисткой деятельности в Араве нам грозит разорение», — подчеркнул он.
«Кредитные карты некоторых фермеров уже не принимают в магазинах. Наши доходы сократились более чем наполовину, а расходы остались прежними. Мы не просим подарков или субсидий, мы просим дать нам кредиты под государственные гарантии. Пока ни один банк не согласился», — пожаловался Шлахт.
«Платить нам больше нечем. Дойная налоговая корова перестала давать молоко. Мы просим помощи для преодоления кризиса, пока фермеры не обанкротились полностью», — сказал он.
«Россия покупает израильскую продукцию без политической подоплеки»
В последние годы Россия вышла на первое место среди стран, в которые израильские фермеры отправляют свои товары. Инон Хореш (ינון חורש), один из руководителей экспортной компании «Эдом», говорит, что почти 50% сельскохозяйственного экспорта отправляется в Россию: «Россия одна из немногих стран мира, покупающих израильскую продукцию и не чинящих при этом каких-либо препон по политическим соображениям. О европейских государствах этого не скажешь».
Хореш рассказал, что в начале сезона фермеры, ставшие чуть ли не монополистами в определенных видах продукции на российском рынке, рассчитывали на высокие прибыли, но затем начался кризис: «Обвал курса рубля сократил спрос и причинил убытки российским импортерам. Часть убытков они переложили на нас. В отдельных случаях импортеры обанкротились, а кое-кто сбежал с нашими деньгами. Я работаю в этой области уже 20 лет и не припомню столь низких цен и столь ужасного соотношения доходов и расходов фермеров».
«Государство сосредоточено на выборах. Фермеры никогда не казались властям привлекательными с электоральной точки зрения. Поэтому наши проблемы оказались на обочине. Мы пытаемся получить кредиты под государственные гарантии, но я не чувствую, что государство хочет помочь. Следует понять, что банкротство фермеров вызовет эффект домино, пострадают поставщики и другие отрасли», — говорит он.
Глава районного совета Средней Аравы Эяль Блюм (אייל בלום) надеется, что правительство все-таки придет на помощь. По его словам, фермеры ведут переговоры с министерством сельского хозяйства о получении государственных кредитов, к тому же, правительство имеет инструменты для помощи в налоговой сфере, особенно в вопросах, связанных с иностранными рабочими. «Мы сможем реально оценить ситуацию только в мае», — сказал он.
Министерство сельского хозяйства сообщило, что обсуждает возможность помощи экспортерам вместе с министерством финансов, и никакие решения пока не приняты.