Выборы в Греции знаменуют собой переворот в европейской политике, совпавший также с началом кардинального пересмотра экономического курса в зоне евро. Экономические требования, которые привели к власти в Афинах новое правительство, видимо, как-то возможно вписать в новый общеевропейский курс, хотя сделать это будет сложно из-за огромного греческого долга. Однако политический процесс, запущенный в Афинах, обещает Европе период нестабильности и потрясений. Но и без того достаточно слабой сплоченности Европы перед внешними угрозами (из-за ситуации на Украине) может быть нанесен удар. Ведь за спинами пришедших к власти политиков маячат те, кто спонсирует кровавую бойню на Востоке Украины и причастен к аннексии Крыма.
Восстание греков
В Евросоюзе наверняка можно найти тех, кто считает несправедливым и обидным, что Греция, которой за последние четыре года ссудили 240 млрд евро для поддержания экономики, оказалась столь неблагодарной. Греки на выборах 25 января проголосовали за политическую силу, выступающую против продолжения «лечения» греческой экономики путем выделения кредитов международной «тройки» доноров (ЕС, Европейский Центробанк и МВФ) с последующим урезанием государственных расходов, повышением налогов для населения. Поражение правящей партии «Новая демократия» было предопределено тем, что она пыталась строить свою кампанию на раздувании страхов перед выходом из зоны евро и дефолтом, а также заявляла о необходимости следовать курсом реформ, которые, однако, воплощались чрезвычайно медленно.
Греческие политики из Коалиции радикальных левых сил (СИРИЗА) получили большинство мест в национальном парламенте с лозунгами о необходимости прекратить «национальное унижение» страны кредиторами и покончить с жизнью в режиме «затянув пояса», потребовать от доноров пересмотра условий выплаты греческих долгов, а страны, ответственные за политику режима жесткой экономии в Еврозоне (прежде всего, Германию) заставить изменить «курс лечения» не только греческой, но и европейской экономики в целом. То есть социалисты говорили о возвращении к некому режиму «нормальности», о которой в посткризисной Европе почти позабыли — длительные трудовые договоры, соцпакеты, минимальная зарплата в 751 евро в месяц, создание новых рабочих мест и стимулирование роста экономики. Вместо приватизации — усиление роли государственного регулирования, борьба с коррупцией и демократизация власти. Эти идеи понравились избирателям.
При этом стоит отметить, что риторика греческих левых не была антиевропейской. СИРИЗА не ставила вопрос о выходе из зоны евро или об ограничении полномочий европейских институтов. Речь шла лишь о пересмотре существующей европейской антикризисной практики, взятой на вооружение либералами и консерваторами. При этом альтернативный подход в этом вопросе уже постепенно реализуется на общеевропейском уровне. В отличие от ситуации пятилетней давности, значительная часть греческого госдолга (60%) принадлежит другим странам еврозоны, а не частным кредиторам. Кроме того, накануне греческих выборов Европейский центральный банк объявил, что сам запускает программу стимулирования экономического роста Еврозоны на сумму более 1 трлн евро, в рамках которой будут выкупаться гособлигации для стимулирования экономического роста еврозоны в целом.
Таким образом, новая монетарная политика ЕС, по сути, упрощает реализацию целей, которые определила для себя СИРИЗА в экономической платформе и в рамках грядущих переговоров с кредиторами. Однако упомянутые выше факторы также не дают оснований говорить, что кредиторы быстро пойдут на попятную, а политики в Берлине и Брюсселе, банкиры во Франкфурте-на-Майне признаются, что определили для Греции «неправильный» курс лечения в 2010 г. Пока стороны находятся на встречных курсах, и открытое столкновение, по-видимому, неизбежно уже в ближайшие дни или недели.
Ведь согласие на требования, звучащие из Афин, создадут прецедент для других стран еврозоны, которым прописывались подобные «медикаменты». Левые силы в Италии и особенно Испании (где также возможны выборы) уже изучают опыт греческих коллег. В лагере, представляющем интересы кредиторов, полагают, что еврозона не согласится с «ультиматумом» греческих избирателей, и, вероятно, предстоит длительная дискуссия о том, что греки будут готовы сделать взамен некоторых уступок по облегчению долгового бремени. Но списывать Греции половину или большую часть долга в размере 319 млрд евро никто в Европе пока не собирается. ЕЦБ напомнил, что облигации на
7 млрд евро Афины должны погасить в июле и августе. Греки грозят объявить дефолт, который ударит по экономике еврозоны и единой валюте. В еврозоне должны понимать, что в любом случае сегодня это будет меньшим злом, чем выход Греции из зоны евро, — считает эксперт по теории игр и… новый министр финансов страны Янис Варуфакис. Впрочем, позже греческий премьер Алексис Ципрас отказался от угроз, подчеркнув, что настроен на поиск компромиссов и выступает против дефолта. Министр экономики и энергетики Германии, вице-канцлер Зигмар Габриэль в ответ заявил, что ждет от Афин «корректного отношения» к партнерам и выполнения взятых обязательств. В минувшую среду (сразу после первого заседания нового греческого кабинета) обе стороны сделали миролюбивые заявления, что переговоры Афин с кредиторами начнутся «в благожелательном» тоне, а дальше — как пойдет.
Агенты влияния Кремля на важных постах
Противоречия между Афинами и остальной Европой в течение недели после выборов стали очевидны не только в экономике. Не получив достаточного количества мест в парламенте, СИРИЗА для создания правительства была вынуждена вступить в коалицию со своими идеологическими оппонентами. Партия «Независимых греков» (АНЭЛ) на политическом спектре страны занимает противоположную нишу — крайнюю справа. Однако для крайне левых АНЭЛ оказалась единственным возможным партнером — на основе общего неприятия политики кредиторов в отношении Греции. В остальном же в их взглядах больше различий, чем общности.
Так, назначенный министром обороны страны лидер праворадикальной партии «Независимые греки» Панос Камменос заявил, что его партия будет поддерживать лишь те инициативы СИРИЗА, которые были согласованы или разработаны совместно. Поэтому в минувшие выходные звучало множество комментариев, что ситуативная коалиция левых и правых в Греции может развалиться, как только переговоры по списанию долга провалятся. Ведь других точек соприкосновения у партнеров нет. Все наблюдатели отмечают, что у пришедших к власти политических сил также нет опыта управления страной и взаимодействия с европейскими институтами. Однако, это еще не все.
27 января (буквально через несколько минут после того как Алексис Ципрас принес присягу в качестве премьер-министра Греции) Афины ввергли Европу в шок ремаркой о том, что новый кабинет не согласен с обнародованным в этот день заявлением лидеров стран Евросоюза по украинскому вопросу в связи с обстрелом Мариуполя и «продолжающейся и растущей поддержкой сепаратистов со стороны России». В этом же заявлении главы внешнеполитических ведомств ЕС сообщили о намерении 29 января рассмотреть дополнительные санкции против России. Уже на следующий день заместитель главы греческого МИДа Никос Хоунтис заявил, что «греки не согласны с духом санкций в отношении России», поскольку они сказываются на сельском хозяйстве страны и экономике в целом. Другой представитель Афин обвинил Брюссель в нарушении процедуры при принятии заявления глав государств по Украине и сказал, что «сожаление» по этому поводу было высказано в разговоре Ципраса с главой европейской дипломатии Федерикой Могерини, которая звонила ему, чтобы поздравить с победой.
Заметим, первым зарубежным дипломатом, с которым Ципрас встретился после своего назначения, был российский посол Андрей Маслов, который сразу после выборов прибыл в штаб-квартиру СИРИЗА и вручил новому премьеру Греции телеграмму с поздравлениями от президента России Владимира Путина.
Позже стало известно, что новый глава МИДа Греции Никос Котциас — профессор и эксперт по международным отношениям, бывший член компартии, известный своим дружелюбным отношением к России, дал понять, что не будет скрывать от европейских коллег своего негативного отношения к усилению санкций против России. Это привело к тому, что в минувший четверг министры иностранных дел ЕС смогли лишь продлить до сентября персональные санкции против российских чиновников. В данном вопросе Греция заняла «конструктивную» позицию. При этом вопрос о расширении санкций против России не рассматривался и, возможно, будет внесен уже в повестку дня саммита глав государств ЕС, намеченного на 12 февраля. Очевидно, тогда станет ясно, как далеко новое правительство Греции может зайти в своих пророссийских сантиментах.
Коалиция СИРИЗА за последний год установила с Россией прочные связи. В мае прошлого года, в разгар кризиса в европейско-российских отношениях из-за Украины, Ципрас отправился в Москву на переговоры с представителями российских властей, против которых уже действовали санкции из-за решения о введении российских войск в Крым. А 16 сентября европарламентарии от СИРИЗА отметились тем, что во время голосования в ЕП по ратификации Соглашения об ассоциации Украина—ЕС выступили «против».
Еще до украинского кризиса на СИРИЗА обратил внимание апологет идеологии «Русского мира» Александр Дугин. Он называл греческих левых потенциальными партнерами России в противостоянии «атлантизму, либерализму и глобальной олигархии». Интересно, что в день назначения Котциаса главой МИДа Греции в сети Интернет появилось фото, где запечатлена его встреча с Дугиным в апреле 2013 г. По сообщениям европейской прессы, Котциас через Дугина знаком с российским миллиардером Константином Малофеевым, который находится под санкциями ЕС и США за активное финансирование сепаратистов на Донбассе и в Крыму.
Однако, по мнению эксперта по европейским радикальным группировкам Антона Шеховцова, выложившего это скандальное фото в сеть, СИРИЗА — это куда меньшее зло, чем их партнер по коалиции — правоцентристская и националистическая партия «Независимые греки». Среди членов этой партии есть те, кто открыто лоббирует идеи теснейшего сотрудничества с путинской Россией. В частности, упомянутый выше новый министр обороны Греции Камменос также знаком с Малофеевым, утверждает Financial Times. По имеющимся данным, Камменос — частый гость в России и последний раз посещал Москву в середине января, т.е. за несколько дней до выборов в Греции. Наблюдатели не исключают, что в Москве во время встреч в Думе — в комитете по иностранным делам и обороне — проговаривались идея коалиции СИРИЗА+АНЭЛ и ее возможные шаги в ЕС по пересмотру санкций против России, координации позиций по украинскому вопросу, усилении позиций Греции как страны-транзитера российского газа в Европу в обход Украины после 2019 г. После этой поездки местные газеты заговорили о возрождении «русской партии» в Греции, о политике АНЭЛ в отношении России и о том, каким образом «Независимые греки» могут усилить пророссийские настроения в СИРИЗА.
Эти факты уже вызвали обеспокоенность как в дипломатических, так и в военных кругах Европы, поскольку греческие политики получают возможность влиять не только на центры принятия политических решений в ЕС, но также получают доступ в штаб-квартиру НАТО, к закрытой информации. «Россия в полной мере использует и победу СИРИЗА, и создание коалиции СИРИЗА+АНЭЛ», — считает Антон Шеховцов.
Очевидно, что теперь Украине будет сложнее добиваться существенных политических шагов и поддержки Европейского Союза в противостоянии российской агрессии, в разрешении кризиса на Донбассе, если Греция начнет действовать в соответствии со сценариями, разработанными в Москве. Однако у ЕС есть шансы предотвратить такой ход событий путем удерживания Афин в русле европейской политики, с помощью диалога с Грецией по всем проблемным вопросам и привлечением нового греческого правительства к выработке всех решений как экономического, так и политического характера.