США и Европа проигрывают битву за Украину. Несмотря на санкции, поддерживаемые Россией ополченцы продолжают обострять конфликт, применяя истребители советской эпохи для нанесения ударов с воздуха и взаимодействуя с российскими регулярными войсками, в распоряжении которых есть современные танки и артиллерия. Пошаговый стратегический подход Запада, в том числе адресные санкции и угрозы обеспечить Киев оборонительным оружием, не может изменить сложившуюся ситуацию.
Западу необходимо найти новый подход к решению украинского кризиса, в котором центральное место будет занимать силовая дипломатия, позволяющая перехватить инициативу. В дополнение к санкциям, которые нанесут удар по российской элите, Запад должен предоставить Украине военное оборудование, чтобы остановить наступление России и существенно повысить расходы на вторжение, изменив стратегический расчет.
Сторонники санкций утверждают, что они приносят результаты. В 2014 году курс рубля резко упал. Агентство S&P понизило кредитный рейтинг России до мусорного уровня. Если предположить, что Владимир Путин — рациональный лидер, несущий ответственность перед своим народом и экономической элитой, можно подумать, что со временем он обязательно пойдет на уступки. По мнению этих экспертов, как и в случае с Венгрией в 1956 году и Чехословакией в 1968 году, если Запад поддержит Украину в ее борьбе против России, это существенно повысит риски ядерной конфронтации. С их точки зрения, лучше немного подождать и позволить санкциям сделать свое дело, чем рисковать обострением текущего кризиса.
Тем не менее, санкции могут как принести результаты, так и не принести их вовсе. Теория перспектив, поведенческая экономическая модель, объясняющая то, как люди справляются с рисками, доказывает, что, столкнувшись с экономическими проблемами, такие лидеры, как Путин, будут поднимать ставки все выше. Они ведут себя как азартные игроки, пытающиеся отыграть свои потери. В случае с Россией, если Запад будет ждать, пока санкции сработают, это скорее спровоцирует дальнейшую агрессию, чем остановит ее. Тот факт, что Путин использует национализм, чтобы помешать последствиям санкций сказаться на его репутации, только усложняет эту дилемму. Россия может разориться, но при этом осуществлять эскалацию текущего кризиса, угрожая странам Балтии или выйдя из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. В любом случае Россия сохраняет инициативу за собой. В какой-то момент Западу придется перестать ей поддаваться.
С другой стороны, все большее число американских чиновников призывают администрацию Обамы предоставить Украине военную помощь. Закон о поддержке свободы на Украине разрешает президенту США обеспечить Киев оружием. Айво Даалдер (Ivo Daalder), бывший посол США в НАТО, считает, что Путин пойдет на соглашение только тогда, когда «расходы на продолжение войны станут слишком высокими». Подобно бывшему госсекретарю США Мадлен Олбрайт (Madeline Albright) и Эшу Картеру (Ash Carter), чью кандидатуру Обама предложил на пост министра обороны, он выступает за то, чтобы предоставить военную помощь Украине и таким образом предотвратить дальнейшую агрессию России.
Подход России к ведению войны предполагает угрозу военной эскалации и стратегическую неопределенность, что позволяет максимизировать инициативу. Во-первых, Россия развертывает свои войска, чтобы сигнализировать о непомерно высоких издержках любой реакции НАТО. Эту динамику можно проследить в продолжающемся развертывании вооруженных сил вдоль украинской границы, увеличении активности в Прибалтике и в возобновлении учений по проверке готовности к применению ядерного оружия. Москва напоминает лидерам НАТО, что этот кризис может стать гораздо более опасным.
Во-вторых, опираясь на инструменты информационной войны, известной как «рефлексивное управление», россияне манипулируют новостями и отправляют противоречивые сигналы, главная цель которых заключается в разрушении альянса НАТО. Посредством комбинации пропаганды и обмана приемы рефлексивного управления позволяют России заставить своего противника принимать решения, выгодные ей. В случае с Украиной российские лидеры делают ставку на то, что угроза военной эскалации вызовет стандартную реакцию со стороны Запада: экономические санкции и челночная дипломатия в попытке выиграть время на переговоры.
Единственный способ остановить Москву заключается в том, чтобы поставить ее перед необходимостью сделать сложный выбор. Пора вспомнить об искусстве силовой дипломатии. Западу необходимо сохранить экономическое давление и предоставить Украине военную помощь. Российские лидеры пойдут на уступки только тогда, когда они столкнутся с серьезными экономическими и военными угрозами.