Когда в каком-либо уголке мира возникает конфликт, папы, как правило, стараются сохранять нейтралитет, чтобы иметь возможность выступать в качестве посредников и примирителей. С другой стороны, считается, что папы должны поддерживать свою паству, если она оказывается под ударом.
Поиски правильного баланса между нейтралитетом и преданностью могут оказаться довольно сложной задачей, как доказало недавнее выступление папы Франциска, посвященное ситуации на Украине.
Многие украинские католики считают, что на этой неделе понтифик зашел слишком далеко, пытаясь доказать России и в частности Русской православной церкви, что он не хочет затевать ссору. В среду, 4 февраля, Франциск назвал текущие столкновения на востоке Украины «братоубийственными», в то время как большинство украинцев считают их результатом агрессии Москвы.
Многие украинцы посчитали, что Франциск (вполне вероятно, непреднамеренно) сделал их страну козлом отпущения ради того, чтобы остаться «экуменически корректным», то есть чтобы не рассердить Русскую православную церковь.
«Это доказывает, что папа ничего не знает о ситуации на Украине», — сказал Анатолий Бабинский, редактор влиятельного греко-католического журнала, обвинивший «пророссийские силы в Ватикане» в искажении восприятия папы.
Украина — это страна с населением в 44 миллиона человек, и около 3-5 миллионов ее граждан принадлежат к Греко-католической церкви, которая исповедует православную духовность и придерживается православных ритуалов, но при этом имеет очень тесные связи с Римом. Политическая жизнь в стране сейчас определяется отношением людей к России, и подавляющее большинство католиков выступает в поддержку автономной Украины, не подчиняющейся Москве.
В советскую эпоху ни в одной церкви не было столько мучеников в процентном соотношении, сколько их было в Греко-католической церкви, и ни одна другая церковь не подвергалась более жестоким гонениям. Именно поэтому греческие католики по вполне понятным причинам начинают сильно нервничать каждый раз, когда российские войска пересекают украинскую границу или когда ополченцы, вооружаемые и поддерживаемые Москвой, пытаются отвоевать куски украинской территории.
В настоящее время восток Украины снова превратился в зону боевых действий, поскольку пророссийские ополченцы нарушили условия перемирия и начали новое наступление. По данным ООН, только за последние три недели в результате беспорядочных обстрелов погибли 224 мирных жителя, а с апреля прошлого года общее число жертв составило 5358 человек.
Во время своей аудиенции в среду, 4 февраля, папа Франциск выступил с призывами к миру.
«Давайте помолимся Богу, чтобы эта братоубийственная война закончилась как можно скорее», — сказал Франциск.
Папа Франциск повторил призыв к тому, что необходимо предпринять «все возможные попытки, в том числе и на международной уровне, для того, чтобы возобновить диалог, который остается единственным путем к миру и гармонии для этой измученной страны».
В своей неподготовленной речи папа Франциск признался, что, когда он слышит слова «победа» или «поражение», он испытывает великую боль и печаль.
«Это неправильные слова, — сказал он. — Единственное правильное слово — это мир. Это единственное правильное слово».
«Я думаю о вас, украинские братья и сестры. Подумайте, это же война между христианами», — подчеркнул он. Говоря об этом конфликте, он подчеркнул, что все его участники приняли одно крещение.
Франциск призвал всех молиться, потому что «молитва — это наш протест перед Богом в периоды войн».
Честно говоря, с точки зрения украинских католиков, все это очень напоминало попытку умиротворения.
Начнем с того, что термин «братоубийственный» подразумевает, что мы имеем дело с внутренним конфликтом между украинцами. В реальности большинство украинцев уверены, что это акт внешней агрессии. Речь идет не только о том, что Москва вооружает и поддерживает ополченцев: на востоке Украины много раз были замечены российские военнослужащие.
Большинство обозревателей оценивают этот конфликт в терминах роли России в нем. К примеру, на этой неделе в своей речи, с которой он выступил в Нобелевском институте в Осло, заместитель генерального секретаря НАТО Александр Вершбоу (Alexander Vershbow) подчеркнул, что «агрессия России против Украины это не изолированный инцидент», а скорее «фактор, меняющий систему безопасности Европы».
Многие украинские католики недоумевают, почему, если НАТО может точно определить текущую ситуацию, этого не может сделать папа.
Более того, печальные рассуждения понтифика о победе и поражении в некотором смысле обнаруживают позицию «чума на оба ваши дома» — как будто вовсе неважно, кто в этом конфликте прав, а кто виноват. Такая попытка сохранить беспристрастность обескураживает и озлобляет многих украинцев, которые уверены, что в данной ситуации есть виновная сторона (Россия) и жертва (Украина).
Решающим фактором для многих украинцев стало то, что в среду, 4 февраля, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, глава Русской православной церкви, публично поблагодарил Франциска за «сбалансированный подход» Ватикана и выступил с критикой в адрес греческих католиков, обвинив их в приверженности «националистической» и «русофобской» линии.
Русская православная церковь всегда считала Украину частью своей «канонической территории», поэтому ее всегда смущало влияние католиков в этой стране. Больше всего на свете она хочет вбить клин между Римом и Греко-католической церковью, и, по всей видимости, текущий кризис она воспринимает как удобную возможность для того, чтобы это сделать.
Между тем, Франциск изо всех сил старается сохранять непредвзятость.
На Украине, как и в других странах, он стремится быть миротворцем, и необходимость оставаться над конфликтом в терминах политической и дипломатической позиции «услуга за услугу» — это своего рода входная плата. Кроме того, Франциск сделал экуменизм краеугольным камнем своего правления, поэтому он и многие его помощники не хотят выступать с заявлениями, которые могли бы испортить отношения с Русской православной церковью.
Из 225 миллионов православных христиан в мире около 165 миллионов принадлежат Русской православной церкви. В результате, если папа хочет наладить отношения между католиками и православными, он попросту не может игнорировать Москву.
В то же время у Франциска есть решительно настроенное и несгибаемое католическое сообщество на Украине, которое в течение многих столетий расплачивалось кровью за свою верность Риму и сегодня снова оказалось в опасности.
В какой-то момент ему, возможно, придется найти способ убедить этих людей, что он не позволит «экуменической корректности» повлиять на его отношение к тем угрозам, с которыми они сталкиваются, или помешать ему позаботиться о них в тот момент, когда они будут нуждаться в нем больше всего.
Возможно, у папы Франциска появится шанс сделать это уже очень скоро, когда украинские епископы отправятся с визитом в Рим 15-21 февраля — такую поездку в Рим должны совершать все епископы раз в пять лет. В свете недавних комментариев Франциска все украинские католики будут пристально следить за тем, что скажет папа.