Путем многолетних усилий Россия, Китай и Индия создали механизм регулярных встреч на уровне министров иностранных дел. С 2002 года, когда была проведена первая такая встреча, состоялось 13 подобных мероприятий. Встречи придали новый импульс отношениям между странами. Для этих трех держав они стали важной платформой для укрепления политического доверия и расширения обменов и сотрудничества. Благодаря им государства стали плотнее взаимодействовать в деловой сфере, открылись для диалога. Встречи на уровне министров иностранных дел также укрепили существующие механизмы координации и кооперации по международным и региональным вопросам.
Кроме этого, Россия, Китай и Индия организуют саммиты лидеров стран-членов БРИКС. Каждый год главы этих стран проводят регулярные встречи вместе с лидерами двух других государств, входящих в группу. Также Москва, Пекин и Нью-Дели построили механизм сотрудничества в энергетической сфере. Россия активно стремится создать альянс с Китаем и Индией в этой области. Пользуясь своим положением глобального поставщика энергоресурсов, она уже считает КНР одним из своих ключевых партнеров. Правительство Индии тоже ведет сейчас переговоры с РФ на предмет того, чтобы провести российско-китайский газопровод до Индии. Такой газопровод может стать одним из крупнейших инфраструктурных проектов в мире.
Так как экономика Индии постоянно развивается, возрастает и потребность в энергоресурсах. Сложная ситуация в этой сфере вынуждает правительство страны как можно скорее стабилизировать обеспечение энергоресурсами. Однако из-за напряженной обстановки на Ближнем Востоке невозможно провести газопровод через Афганистан и Пакистан. А русско-китайский газопровод, протянутый до Индии, мог бы обеспечить дальнейшее развитие экономики страны.
Москва, Пекин и Нью-Дели установили трехсторонние деловые отношения. Все три страны возглавляют мировые рейтинги по численности населения, обладают огромной военной и экономической мощью. Они играют решающую роль в мировой политике и экономике, в системе международных дел они стали противовесом Западу. Совместные усилия этих государств могут влиять на будущее нашего мира. Эта сплоченность уже сыграла важную роль для ситуации в отдельных регионах и мире в целом.
В конце января президент США Барак Обама принял приглашение посетить Индию и в качестве почетного гостя принял участие в торжествах, посвященных национальному празднику — Дню Республики. Президент Америки впервые присутствовал в Индии на подобных мероприятиях. Он также стал первым лидером США, который дважды посетил Индию, будучи президентом. Визит Обамы способствовал дальнейшему развитию американско-индийских стратегических отношений. Штаты активно работают над тем, чтобы Индия играла важную роль в поддержании баланса сил в данном регионе. Вашингтон хочет переманить Нью-Дели на свою сторону, чтобы не допустить союза с Москвой и Пекином.
У России, Китая и Индии есть множество общих интересов и схожих стратегических потребностей в глобальных и региональных вопросах. Создание трехсторонних стратегических отношений имеет важное историческое значение и окажет большое влияние на баланс сил в мире. Поэтому Москва, Пекин и Нью-Дели стремятся противостоять гегемонизму Америки и однополярному мировому порядку. Они выступают за многополярный мир и демократизацию международных отношений. У стран также общие интересы и потребности в вопросах торговли, инвестиций и глобального потепления. Они выступают за увеличение роли, которую страны с развивающимся рынком, могут играть на международной арене. Трехсторонние стратегические отношения могли бы еще эффективнее способствовать улучшению экономической ситуации в развивающихся странах и вывести их на путь прогрессивного развития. К тому же, будучи флагманами группы государств с переходной экономикой, Россия, Пекин и Нью-Дели своим сотрудничеством подают другим государствам хороший пример того, как принимать участие в глобальном управлении.
Благодаря непрерывному развитию трехсторонних стратегических отношений Россия, Китай и Индия стали важными игроками на международной арене. Их сил достаточно для того, чтобы повлиять на реконструкцию глобального политического и экономического порядка, а также для того, чтобы геополитика продолжила развиваться в многополярном направлении.
Чтобы отвечать на новые вызовы, министры иностранных дел трех стран вывели на новый уровень трехсторонние консультационные отношения. Они проводят консультации по глобальным и горячим вопросам и ставят других перед необходимостью считаться с их мнением.
Перед встречей министров иностранных дел России, Индии и Китая, которая в этом году проходила в Пекине, ситуация в мире ухудшилась, появились новые геополитические риски. Исламское государство стало новым фактором нестабильности на Ближнем Востоке. Усугубилось положение Сирии. В Юго-Восточной Азии, на Филиппинах, время от времени случаются перестрелки между правительственными войсками и вооруженными группировками. В Южной Азии, хоть Штаты и обещали вывести войска из Афганистана, Обаме удалось с помощью различных отговорок оставить их там до конца года, и ситуация в стране продолжает ухудшаться. В европейском регионе 40 человек стали жертвами нескольких террористических атак во Франции. Продолжается и конфликт на юго-востоке Украины, который привел к масштабным боевым действиям. Россия столкнулась с проблемой санкций, которые Запад обещает если не ужесточить, то точно продлить. Поэтому сплоченность Москвы, Пекина и Нью-Дели может помочь ослабить или уменьшить влияние небольшой группы государств на международную безопасность.
Россия, Китай и Индия стали одним из важных полюсов в многополярном мире, который обладает реальной силой, а также новым влиятельным центром геополитики. Вместе они представляют потенциальную угрозу для западных интересов.