Безусловно, непоколебимость европейских властей способствовала тому, чтобы Афины взяли курс на сближение с Москвой. До настоящего момента кредиторы продолжают настаивать на прежних условиях выплаты долга (он составляет 315 млрд евро или 175% ВВП). За несколько недель до выборов европейская тройка (состоящая из Международного Валютного Фонда, Европейского центробанка и Еврокомиссии) ясно дала понять, что если Афины решатся оставить программы по реализации структурных реформ, двери для зарубежного финансирования останутся закрытыми.
Вместе с тем, очевидно, что какую бы стратегию восстановления, направленную на экономический рост и создание рабочих мест, ни выбрало новое греческое правительство, она оказывается несовместимой с предложениями тройки кредиторов. За последние 5 лет политика жесткой экономии спровоцировала упадок греческой экономики, равный 25% от ВВП.
Программы структурных реформ не только не внесли динамику в экономическую деятельность, но только укрепили нисходящую спираль: дефляция превратилась в хроническое явление (в декабре 2014 года было зафиксировано падение цен за год на 2,6%), общий уровень безработицы достиг 25%, а безработица среди молодежи составила 50%. Кроме того, чиновники из Брюсселя настаивают на продолжении, и в большем масштабе, приватизации предприятий и общественных услуг, сокращения расходов на социальные нужды, либерализации рынка труда и т.д.
С другой стороны, стоит отметить, что сценарий конфликта в Европе не сводится только к экономике. Он включает геополитические трения в восточном регионе из-за борьбы за территориальный контроль и власть над стратегическими запасами природных ресурсов. После вооруженного столкновения, произошедшего в последние выходные января между националистами и сепаратистами в Мариуполе (на Востоке Украины), НАТО обвинил русских в актах насилия. День спустя Европейский Союз выступил с декларацией о том, что от имени глав государств и правительств своих 28 членов объявляет о новой волне экономических санкций против Кремля. Однако правительство во главе с греческим премьер-министром Алексисом Ципрасом отклонило декларацию. 28 января Панайотис Лафазанис (занимающий пост в министерстве производственной реформы, охраны окружающей среды и энергетики) категорически заявил: «Греция совершенно не заинтересована в том, чтобы вводить санкции против России. У нас нет разногласий ни с Россией, ни с русским народом».
Невероятно, но греческая дипломатия превратила кризис на Украине и свою позицию по отношению к России в разменные монеты в переговорах с кредиторами. С одной стороны, она потребовала от Европейского Союза уважительного диалога, считая неприемлемым называть Грецию «государством- парией» из-за высокого уровня задолженности.
С другой стороны, подтвердила свое критическое отношение к одностороннему подходу Брюсселя. «Греция не должна ни превращаться в часть проблемы, ни прерывать исторические связи с Россией, она может играть особую роль посредника и тем самым способствовать развитию переговоров между двумя сторонами [...] Евросоюз должен раз и навсегда понять, что он хочет делать с Россией в долгосрочной перспективе, вместо того чтобы продолжать реагировать в судорожной форме, пусть даже прямой и открытой», — заявил министр иностранных дел Греции Никос Коциас.
Кремль, напротив, нацелен через посредство греческого министерства иностранных дел понизить интенсивность экономической атаки, инициированной Евросоюзом и США. В случае, если новые санкции коснутся сектора энергетики или обороны, а также если России будет отказано в доступе к сообществу всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций (SWIFT), убытки российской экономики примут драматические размеры.
Президент Владимир Путин наблюдает за дальнейшими расширением наступления и поэтому, если Алексису Ципрасу не удастся прийти к соглашению в Брюсселе, российское правительство не откажется оказать помощь греческой экономике. «Ну, мы можем допустить любую ситуацию, поэтому если такое обращение поступит в российское правительство, мы обязательно рассмотрим его, но и будем учитывать все факторы двусторонних отношений России и Греции», — заявил в интервью телеканалу CNBS российский министр финансов Антон Силуанов. В ответ, его немецкий коллега Вольфганг Шойбле выдвинул ультиматум греческому министерству иностранных дел: «Я не думаю, что Россия могла бы заменить европейскую солидарность».
Афины не заинтересованы в том, чтобы их отношения с Россией превратились в бремя, но да, они надеются на решительную поддержку. Как следствие, еще до того, как истекает срок кредитного транша, 28 февраля, силы греческого правительства будут направлены главным образом на диалог с «тройкой». «Мы ведем важные переговоры с нашими компаньонами в Европе и с кредиторами. У нас есть перед ними обязательства», — заявил Алексис Ципрас в Никосии под занавес встречи с президентом Кипра Никосом Анастасиадисом. Таким образом, подчеркнул он, до настоящего момента у греческого правительства нет намеренья покидать еврозону. «Зона евро без Кипра и без Греции обозначала бы ампутацию юго-востока Европы», — закончил он.
Между тем, он отметил важность разрушения механизмов, установленных для контроля за предоставленными займами: «Я думаю, что пришло время заменить "тройку", поскольку Европе необходимо вздохнуть спокойно. "Тройка" подвергалась критике за недостаток легитимности. Ее замена стала бы важным административным шагом для блага Греции и Европы».
Подтвержденное председателем Еврокомиссии Жаном-Клодом Юнкером намерение упразднить «тройку» ввиду переговоров с Грецией, равно как и поддержка президентом Бараком Обамой планов премьер-министра Алексиса Ципраса в экономических вопросах, демонстрируют явное беспокойство Брюсселя и Вашингтона по поводу прихода к власти левых (СИРИЗА в Греции, Podemos в Испании и т.д.) и дипломатического сближения с Российской Федерацией.
В общем, победа, одержанная СИРИЗА над неолиберальным капитализмом на выборах 25 января, дала возможность греческому министерству иностранных дел осуществлять эффектные маневры, которые стремительно переиначивают экономическую и геополитическую карту европейского континента в союзе с Москвой.