Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мюнхенская конференция глазами иранского дипломата

Вести переговоры не означает просто сидеть на стульях

© REUTERS / Michael DalderГлава МИД России Сергей Лавров на Мюнхенской конференции 7 февраля 2015 года
Глава МИД России Сергей Лавров на Мюнхенской конференции 7 февраля 2015 года
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Бывший посол Ирана в Норвегии, Венгрии и Шри-Ланке говорит о том, как проходили переговоры на конференции по безопасности в Мюнхене: «Это площадка, которая создает лучшие возможности для переговоров на эту тему. На мой взгляд, в Мюнхене мы сделали шаг вперед, положив конец небольшой паузе, возникшей на переговорах [по ядерному вопросу]».

Бывший посол Ирана в ряде стран Европы и Азии: «Неверно утверждать, что мы можем добиться политического урегулирования ядерной проблемы на конференции по безопасности в Мюнхене, потому как там речь идет лишь о благих намерениях в то время, как Иран и шестерка международных посредников еще раньше предприняли ряд эффективных мер для разрешения противоречий».

В интервью корреспонденту иранского информагентства ILNA Абдольреза Фарджирад оценил обстановку на конференции в Мюнхене в 2015 году следующим образом: «Мюнхен является площадкой, которая создает лучшие возможности для переговоров на эту тему. На мой взгляд, в Мюнхене мы сделали шаг вперед, положив конец небольшой паузе, возникшей на переговорах. Дело в том, что стороны отклонились от главной темы и перешли к обсуждению деталей. А встреча на конференции в Мюнхене, где была создана благоприятная атмосфера для диалога и присутствовали все члены „шестерки“, может оказаться полезной для переговоров по ядерной проблеме и повлиять на их результат».

Необходимо использовать потенциал Ирана для разрешения международных конфликтов

«Из-за Украины появились противоречия между Россией и Западом, — продолжил он, — что дает Исламской Республике Иран еще больше пространства для маневра. Противоположная сторона также чувствует, что нужно использовать потенциал Ирана для разрешения международных конфликтов, при этом по некоторым вопросам они решили сделать уступки нашей стране».

Уступки Запада по некоторым аспектам ядерной программы

Бывший посол Ирана в Норвегии, Венгрии и Шри-Ланке указал на то, что, по всей видимости, обе стороны перешли к обсуждению конкретных деталей, и заявил: «Нюансы ядерной программы касаются таких вопросов, как количество центрифуг, судьба завода по обогащению урана Фордо, тяжелая вода реактора в Эраке и, конечно же, санкции. К примеру, в плане центрифуг противоположная сторона на переговорах требует лишь ограничить их количество, что, бесспорно, демонстрирует готовность западных стран идти на определенные уступки».

Зариф обсудил с Хэммондом вопрос об открытии посольства Великобритании в Тегеране

Отвечая на вопрос о том, отразятся ли каким-то образом двусторонние встречи министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа с представителями других стран на процессе переговоров по ядерной проблеме, Фарджирад заявил: «Основная часть дискуссии ведется между Ираном и Соединенными Штатами. Вместе с тем Мюнхенская конференция по безопасности важна в том смысле, что на ней собралось большинство членов „шестерки“, и Иран был готов обсуждать с ними детали вопроса. Например, появилась информация о том, что в ходе встречи с Филиппом Хэммондом Зариф в том числе затронул и проблему повторного открытия посольства Великобритании в Тегеране».

На последнем этапе переговоров возникают новые препятствия

Комментируя преграды, которые создают зарубежные страны в плане реализации ядерной программы Ирана, Фарджирад отметил: «Чем ближе мы подходим к завершению переговоров и чем чаще появляются сообщения о проведении разного рода конференций, саммитов и совещаний, тем больше это тревожит внешних врагов Ирана. Все они стремятся мешать этому диалогу. Поэтому как только вырисовывается перспектива разрешения противоречий, они начинают активизировать свою деятельность. Как вы видите, не только израильский народ, но и политики этой страны критикуют Биньямина Нетаньяху и выражают протест по поводу политики, которую он проводит. Речь идет даже о лоббировании его интересов в американском парламенте. Все это делается для того, чтобы переговоры так и остались безрезультатными. Конечно, более здравомыслящие члены Конгресса выступают против влияния Нетаньяху, однако праворадикальное лобби хочет сорвать переговоры с Ираном. Того же самого даже в самих США добиваются силы, продвигающие интересы сионистов и некоторых арабских стран».

Комментируя региональные и геополитические трудности на фоне переговоров по ядерной программе Ирана, эксперт по вопросам внешней политики заявил: «В своей оценке ситуации в регионе западные политики понимают, что Иран превратился в региональную державу, а их власть уменьшилась. На Западе это обстоятельство вызывает серьезные опасения. Того же опасаются правители Саудовской Аравии и ряда других арабских государств. Так, некоторое время тому назад в Вене прошла встреча саудовского министра иностранных дел Сауда Аль-Фейсала с некоторыми официальными представителями США. Тогда все отечественные и зарубежные СМИ писали, что саудовец предложил Западу немного подождать, пока его страна не снизит цены на нефть, чтобы потом можно было получить гораздо больше преимуществ от Ирана. Кстати, от саудовских и западных официальных лиц так и не последовало никакого опровержения данной информации».

Вести переговоры не означает просто сидеть на стульях

Касаясь проблем, возникших внутри Ирана из-за безрезультатности переговорного процесса, он пояснил: «В нашей стране существуют разные мнения по этому поводу, однако высшее руководство приняло решение, что переговоры должны осуществляться с учетом сохранения национальных интересов. Даже на официальном уровне было заявлено, что мы будем использовать некоторое количество центрифуг для обогащения урана в мирных целях».

Дипломат также упомянул о нападках, которым подвергается дипломатический корпус Ирана за проволочки в переговорном процессе, и о связанных с этим положением мерах, заявив: «До сих пор Министерство иностранных дел нашей страны адекватно реагировало на подобного рода критику, в целом в его подходе не было замечено каких-то радикальных тенденций. Дело в том, что в стране, где существует целый ряд политических партий и объединений, критика — вполне естественная практика. Однако кажется нецелесообразным фокусировать внимание на якобы бессмысленной активности иранских дипломатов, это тоже часть дипломатии. Надо понимать, что вести переговоры не означает просто сидеть на стульях, ведь наличие тесных общественных связей может оказаться полезным для решения противоречий».

В конце своего интервью Фарджирад упомянул о товарищеском подходе в процессе переговоров и подчеркнул следующее: «Во время дискуссии с коллегами необходимо проявлять дружелюбие, в разумных рамках, конечно, чтобы таким способом добиться доверия к себе. Как вы видели, иранским дипломатам удалось провести переговоры в дружеской атмосфере, и такая модель диалога может самым плодотворным образом отразиться на исходе всего переговорного процесса. Замечу, на переговорах обе стороны не просто садятся друг напротив друга и заявляют, что им сейчас надо придти к какому-то соглашению. Ведь точно так же когда-то переговаривались представители Советского Союза и Запада и заходили при этом в тупик. Министр иностранных дел, все правительство Ирана и даже противоположная сторона знают, какие методы надо применять для того, чтобы добиться положительных результатов».