Между информационной ситуацией 1999 года, когда бомбили Югославию, и той, что сложилась в ходе украинского кризиса 2014 года, существует большая разница.
В ходе подготовки к нападению на Югославию агрессор смог установить тотальный контроль над информационными потоками. Информагентства, телевидение, радио — все работало по его команде. Весь мир готов был поверить, что сербы — «адский народ», а их президент Милошевич — «белградский головорез». На следующем этапе информационной операции «переодели» косовских бандитов, сделав из них жертв. Закончилось всё ампутацией исторического сербского края Косово.
Спустя 15 лет у США и НАТО уже нет таких свобод в информационной поддержке своих военных походов. Причин здесь несколько:
1. Стремительное развитие социальных сетей, которые существуют независимо от «хозяев дискурса».
2. Усиление влиятельных информационных ресурсов незападного мира — Китая. России, арабских государств.
На Западе всё больше людей, обладающих широким доступом к альтернативным источникам. Интересно складывается ситуация, например, в Германии: с одной стороны, правительство Меркель служит интересам англо-саксонского блока под предводительством США, с другой стороны — судя по соцопросам — более половины немцев не поддерживают сближение Берлина с Вашингтоном. Благодаря существованию «внешних» источников информации, таких, как Al Jazeera и Russia Today, свобода слова в Германии победила в борьбе за свои права, сначала — на интернет-форумах.
Гидеон Рахман, колумнист The Financial Times, полагает, что население западных стран больше не считает США единственной сверхдержавой. По его мнению, в последние годы вера в Штаты серьезно пошатнулась, в основном — из-за событий в Ираке и Афганистане.
Перед Новым годом спикер ГД РФ Сергей Нарышкин предложил дать правовую оценку бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки 1945 года, а также заявил, что у преступлений против человечества нет срока давности. Это значит, что и Москва переходит к эшелонной стратегии в информационном пространстве. Предложение Нарышкина распространяется не только на депутатов ГД, его рассмотрят и международные организации.
Актуализация фактов, которые требуют расследования, поскольку помогут узнать правду о давно забытых деяниях США на международной сцене, может сыграть роль информационного детонатора. И поставить еще ряд вопросов, требующих ответа — о войне во Вьетнаме, Югославии, Ираке, Афганистане, наконец, об 11 сентября 2001 года...
Именно загадка 11 сентября является самым важным вопросом в истории информационного противостояния государств. В официальной версии Вашингтона столько бессвязных мест, что с этим необходимо разбираться. Международное расследование, которое бы доказала замешанность в этом преступлении США, Великобритании и Израиля, стало бы не просто информационной бомбой — оно бы стало катастрофой для международного авторитета этих государств. Для такого расследования согласие США и не нужно: международное сообщество может сформировать что-то подобное Трибуналу по бывшей Югославии и использовать опыт других органов правосудия.
Несложно догадаться, с каким бешенством власти США будут пытаться предотвратить международные попытки установить правду. Потому что будет решаться судьба США как самопровозглашенного международного лидера. Но вместе с этим, и у сил, которые противостоят гегемонии Штатов, не будет другого выхода. Судя по всему, 2015 год обещает нам большие неожиданности.