Методы и средства из арсенала Службы государственной безопасности, порой, отличались такой изощренностью, что и сегодня заставляют шевелиться волосы на голове. Однако, некоторые из проведенных чешским КГБ фиктивных операций, заслуживают уважения, если не сказать больше — восхищения, поскольку даже сами участники почти поверили в их реальность.
После жесткого сталинизма 1950-х годов в 1960-е наступает «оттепель» и в Чехословакии. Тем не менее, в 1965 году должен был подойти к концу двадцатилетний срок давности военных преступлений, совершенных во время Второй Мировой войны. С точки зрения чехословацкой стороны, та денацификация, которая проходила в Западной Европе и, особенно в Германии, была недостаточной; большое количество военных преступлений осталось безнаказанными, а военные преступники продолжали разгуливать на свободе. В чешских списках значились тысячи имен военных преступников, значительная часть которых как раз находилась на территории Западной Германии. Чехословацкая сторона посчитала, что необходимо вновь привлечь внимание к преступлениям Второй Мировой войны и вызвать дискуссию о правомерности двадцатилетнего срока. И Чехословакия сделала это своими методами. О тайной операции, призванной «обличить» злодеяния нацизма, рассказывает выставка «Акция Нептун — Черное озеро», проходящая в Музее полиции Чешской Республики.
«Служба госбезопасности в то время уже располагала так называемым Отделением активных мер, которое проводило дезинформационные кампании, выпускало разные фальшивые сообщения и провокации по отношению к «неприятельскому Западу». В то время существовала телепередача «Любопытная камера», в которой показывались путешествия по интересным местам. И вот было решено использовать эту передачу для того, чтобы дискредитировать западную политическую сцену. Определенным вдохновением послужила находка, обнаруженная в 1963 году в Теплицком озере в Австрии. Тогда в ящиках, выловленных из воды, нашли реальные ценности, оставшиеся после нацистов, и фальшивые фунты стерлингов, напечатанные в концлагере Ораниенбург, где находилась огромная мастерская фальшивомонетчиков. Вдохновился идеей капитан Госбезопасности Биттман. Так родилась идея проведения акции под кодовым названием «Нептун», — рассказывает руководитель отдела управления коллекциями Музея полиции Чешской Республики Радек Галаш.
Водолазы выходят на дело
«Любопытная камера» начала подготовку и обследование предполагаемого места проведения акции — Черного озера и Чертова озера, во время которого водолазы из Союза по сотрудничеству с армией, в самом деле, обнаружили ящики с взрывчаткой немецкого происхождения. Для сенсации этого было маловато, но наживка уже была запущена. Ключевой фигурой акции выступил капитан Биттман, который сообщил о подготовке операции высшему начальству и выступил в ней тайным агентом. 14 мая 1964 года началось детальное обследование озера для определения места будущего затопления ящиков с «компроматом».
«Идея заключалась в том, что в одном из озер, — Черное озеро оказалось более подходящим, — будут затоплены ящики немецкого военного происхождения, которые затем планировалось театрально перед камерами и в присутствии СМИ выловить. После детального исследования содержимого, в них будут «обнаружены» материалы, дискредитирующие западногерманскую политическую сцену. Должно было сообщаться, что речь идет об особо секретных материалах Главного управления имперской безопасности, в которых содержатся списки агентов, конфидентов Гестапо и, разумеется, ряд компрометирующих материалов», — продолжает Радек Галаш.
Для акции были изготовлены четыре специальных ящика, которые не сохранились до наших дней. В итоге, в них поместилось порядка 70 кг «материалов», заключенных в жестяные коробки, затем залитые асфальтом. Асфальтом были покрыты сверху и сами ящики. Такая технология действительно отвечала тому, как поступали нацисты, пряча документы и ценности. После контрольного осмотра ящиков Госбезопасность разрешила их погружение, которое и было осуществлено 25 июня. На фотографиях, представленных на выставке, детально запечатлен ход всей операции. Все делалось с таким расчетом, чтобы водолазы перед объективом «Любопытной камеры» действительно обнаружили клад. Подготовка и реализация акции проходила под неустанным контролем Службы госбезопасности, и водолазы из Союза по сотрудничеству с армией даже не догадывались, в чем они принимают участие. 3 и 4 июля начинаются исследования на Чертовом озере, которые затем переходят на Черное.
Угроза провала
«Планировка времени была абсолютно четкой. Было ясно сказано, что ящики должны быть обнаружены 3 или 4 июля. К этому моменту были запланированы пресс-конференции и освещение в СМИ. Игра была инсценирована просто блестяще. 3 июля во второй половине дня водолазы действительно на глубине 6-8 метров находят четыре ящика. Они обнаруживают ящики с взрывчаткой и территорию, огороженную под водой проволокой. Были сделаны первые фотографии находок, а на месте действия царило огромное воодушевление. В какой-то момент акция даже чуть было не провалилась из-за того, что один водолаз был настолько возбужден находкой, что взял один ящик и потащил его к берегу. Кое-как его удалось успокоить аргументом, что в ящике может находиться взрывчатка, что было вполне типично для нацистов — защищать ценности от случайного обнаружения. Озеро было незамедлительно оцеплено, водолазов оттуда увезли, и началась собственно акция».
5 июля на сцену выходят уже водолазы Министерства внутренних дел. На озеро спускаются первые понтоны, безопасность охраняют пограничники. Теперь акция уже проходит на полную катушку — все тщательно фотографируется, на месте присутствуют СМИ. Через два дня «обнаруживаются» первые грузы — взрывчатка, которая вывозится и взрывается. Ящики с «компроматом» вылавливаются — первый — 12 июля, а оставшиеся три — 13 июля. Из всех «актеров», принимавших участие в акции «Нептун», правду знал лишь маленький круг посвященных, среди которых был капитан Биттман, майор Клика, начальник военной контрразведки, и, конечно, Лубомир Штроугал, занимавший в то время пост министра иностранных дел.
«Эта акция настолько строго утаивалась, что даже когда сами «актеры» общались по телефону, они вели себя так, будто сенсационная находка случилась на самом деле. Все это так тщательно скрывалось, поскольку и в Чехословакии действовала иностранная разведка, и акция ни в коем случае не могла провалиться», — продолжает Радек Галаш.
Итак, четыре извлеченных из воды ящика погрузили на автомобиль Tatra 805 и с грандиозным сопровождением отправили в Прагу на исследование. Колонна двигалась нарочито медленно, проезжая населенные пункты, чтобы все видели важность поклажи. После прибытия в Прагу ящики подверглись доскональному осмотру, были даже сделаны сохранившиеся по сей день рентгеновские снимки. Исследование подтвердило, что ящики типичны для Вермахта, что делались они в спешке и с затратой небольших средств, что отвечало ситуации, когда немецкие войска отступали.
Цель достигнута
«15 июля прошла пресс-конференция, которую вел Лубомир Штроугал. На ней говорилось, что находка является сенсационной, поскольку содержит важные секретные материалы, принадлежащие Главному управлению имперской безопасности, содержащие имена агентов. Также говорилось, что эти документы «помогут показать истинное лицо западногерманских политиков и руководителей и коварную политику реваншизма». Было продемонстрировано и шесть документов, которые, якобы, являлись образцом того, что находится в ящиках. Конечно, в них не содержалось ничего, кроме пустых листов бумаги. Если бы это открылось, разразился бы грандиозный скандал, поэтому был заключен договор с советской стороной о предоставлении документов из советских архивов. Но КГБ никуда не торопился, поэтому в день проведения пресс-конференции было еще только дано обещание о предоставлении документов».
И все же с помощью акции «Нептун» был достигнут желаемый результат. «Находка» действительно стала мировой сенсацией. В Западной Европе, в Германии целый ряд СМИ стал заниматься проблематикой военных преступлений, оставшихся безнаказанными, вопросами денацификации, поскольку она в действительности не проходила так, как предполагалось в период Нюрнбергского процесса. На пресс-конференции Лубомир Штроугал также заявил, что исследования озера будут продолжаться, что и произошло, но ничего занимательного обнаружено не было, и интерес к акции угас.
«Полная тайна покрывала акцию «Нептун» вплоть до 1969 года, когда из Чехословакии в свете августовских событий 1968 года эмигрировал главный «актер» капитан Биттман. В 1971 году он давал показания перед Конгрессом уже под другим именем. В Чехословакии он был первоначально осужден на семь лет лишения свободы, но в 1972 году это наказание было заменено на смертный приговор, который, однако, так никогда и не был приведен в исполнение, поскольку Биттман в Чехословакию уже не вернулся. В 1971 году с помощью Йозефа Шкворецкого он издал книгу «Петли шпионажа», которая попала и в Чехословакию. Она рассказывала о практиках Службы госбезопасности, а, помимо прочего, раскрывала правду и об акции «Нептун». Проблема, однако, была в том, что ему никто не верил. Акция была настолько совершенно спланирована и обработана в СМИ, что до 1990-х годов, когда начали открываться и чешские архивы, никому и в голову не могло прийти, что это была одна большая фикция. И пусть уж эту акцию организовал кто угодно, нужно признать — это была одна из наиболее совершенно спланированных акций», — заключает Радек Галаш.