Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Бразилия и Россия разочаровали отца БРИК

© East News / AP Photo/Felipe DanaСаммит БРИКС в Бразилиа
Саммит БРИКС в Бразилиа
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Я уверен, что если до 2020 года Россия не встанет на путь реформ, то она окажется намного слабее Бразилии. В России должно восторжествовать верховенство закона, в том числе, в бизнесе. Необходимо сократить сырьевую зависимость, повысить конкурентоспособность продукции, применить на практике принцип разделения властей, увеличить продолжительность жизни.

Бывший председатель Goldman Sachs Asset Management International Джим О’Нил (Jim O’Neill) прогнозирует, что Индия по темпам экономического роста во второй половине нынешнего десятилетия обгонит Китай.

Когда британский экономист Джим О ’Нил в 2001 году ввел в обращение термин БРИК, который объединил Бразилию, Россию, Индию и Китай в группу развивающихся рынков, ситуация в мире существенно отличалась от нынешней. В 2000 году темпы экономического роста в Бразилии и Индии составляли 4%. В Китае рост ВВП был на уровне 8,4%, в России — 10%.

По мнению О ’Нила, с учетом демографического и экономического потенциала страны БРИК могли бы стать в будущем двигателем мировой экономики.

В последующем к странам БРИК присоединилась Южная Африка, и аббревиатура БРИК, впервые предложенная Джимом О ’Нилом, превратилась в БРИКС.

Страны БРИКС многие годы служили примером быстроразвивающихся рыночных экономик и были наиболее привлекательны для иностранных инвесторов, даже во время недавнего финансового кризиса.

Сегодняшняя картина мира — принципиально иная. Инвесторы возлагают надежду только на США, в то время как Бразилия и Россия пытаются бороться с рецессией. Темпы экономического роста в Китае замедляются, а Индия пытается сохранить рост ВВП на уровне 7%-9%.

В то время, как мир теряет веру в БРИКС, ее творец Джим О ’Нил полагает, что БРИКС на сегодняшний день не является мертвым образованием, по крайней мере, пока. Он любезно согласился ответить на вопросы нашего корреспондента.

Марсела Велес: В течение многих лет известные экономисты убеждали развивающиеся страны в необходимости проведения реформ, пока существовал сырьевой бум, но многие этого не сделали. Как вы считаете, смогут ли они выжить в условиях низких цен на природные ресурсы и энергоносители?


Джим О ’Нил: Не все так однозначно. Дело в том, что два участника БРИКС — Индия и Китай — получают выгоду от низких цен на сырьевые ресурсы. Они активно проводят реформы. В то же время Бразилия, Россия и Южная Африка не спешат их проводить и сталкиваются с серьезными проблемами.

— Какова ваша оценка реформ, объявленных Индией и Бразилией?

— В Индии уже заметны результаты проводимых реформ. В первую очередь, это касается высоких темпов экономического роста. Я думаю, что во второй половине нынешнего десятилетия в Индии рост ВВП будет более высоким, чем в Китае. Что касается Бразилии, то это совершенно другая история. Много говорят, но мало делают. Пора переходить от слов к делу.

— Не так давно вы заявили, что срок членства Бразилии и России в БРИК может истечь уже к концу текущего десятилетия, если этим странам не удастся восстановить свои слабеющие экономики. Вы не изменили свое мнение? По крайней мере, Россия не подает никаких признаков желания проводить реформы.

— Надо подождать. Трех лет недостаточно для того, чтобы выносить столь жесткий приговор. Я уверен, что если до 2020 года Россия не встанет на путь реформ, то она окажется намного слабее Бразилии.

— Как бы вы расставили приоритеты для каждой из стран БРИК?


— Бразилия должна снизить уровень инфляции и сократить свою сырьевую зависимость. Повысить конкурентоспособность своей продукции, строго контролировать государственные расходы, оказать помощь малому и среднему бизнесу за счет понижения кредитных ставок.

В России должно восторжествовать верховенство закона, в том числе, в бизнесе. Необходимо сократить свою сырьевую зависимость, повысить конкурентоспособность продукции, применить на практике принцип разделения властей, увеличить продолжительность жизни.

Индии необходимо, в первую очередь, повысить уровень образования, снизить уровень инфляции, сделать прозрачным и гласным налогообложение, разделить инвестиционные и текущие расходы, улучшить качество услуг здравоохранения, поощрять использование альтернативных источников энергии.

В Китае дела идут намного лучше по сравнению с другими странами БРИКС. Китайское правительство признает наличие проблем и пытается их решить. Как мне кажется, сейчас самое главное для Китая — обеспечить защиту прав человека. Без этого невозможно будет в ближайшей перспективе обеспечить рост внутреннего потребления.

— Пару лет назад в мире ощущалась нервозность по поводу судьбы развивающихся экономик, вы выступали ярым защитником БРИК. Сейчас ваше мнение не поменялось?


— Давайте разберемся. В течение последнего десятилетия темпы экономического роста в Китае были в среднем на уровне 8%. Индия догоняет Китай по темпам экономического роста. Экономика Индии в этом финансовом году вырастет на 7% — 8%. Рост экономического потенциала этих двух демонстрируют, что БРИКС увеличивает свою долю в мировой экономике. Меня только разочаровывают Бразилия и Россия.

Я думаю, что течение ближайших двух лет страны БРИКС обгонят США по объему ВВП. А посмотрите, как обстоят дела с инвестициями. Китайские фондовые биржи выросли на 40% , а индийские — на 35%.