Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как правильно приветствовать Путина

© AP Photo / Alexander ZemlianichenkoВизит Владимира Путина в Будапешт
Визит Владимира Путина в Будапешт
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Поворот Восточной Европы от Запада обратно к России нельзя недооценивать, потому что это отнюдь не стечение обстоятельств, а следование определенной исторической логике. В чешской политике, как и в Венгрии, Словакии, Румынии и так далее, некоторые деятели, которые ранее были связаны с коммунистическим режимом, стали проявлять прежде скрытое желание взять реванш.

Девяностые годы прошли под лозунгом «Обратно в Европу»: тогда страны бывшего соцлагеря буквально соревновались в том, кто быстрее выполнит все условия для вступления в сообщество стран, которое впоследствии было названо Европейским союзом. На втором десятке наметилась совершенно противоположная тенденция. Восточноевропейские страны получили то, что хотели, в частности все преимущества европейского экономического пространства, и теперь многие из них хотят освободиться от политического влияния Европейского союза.

На прошлой неделе у восточноевропейских стран появился устрашающий пример того, чем заканчивается политика под лозунгом «Обратно в Европу». В Будапеште состоялась встреча российского президента Владимира Путина с венгерским премьер-министром Виктором Орбаном. Оппозиционные СМИ оценили встречу с большой долей скептицизма и явно уловили то огромное потрясение, которое пережила часть венгерского общества.

Российские войска были выведены из Венгрии в 1991 году, а теперь российский президент празднует триумфальное возвращение. Говорят, это было похоже на возвращение верховного правителя в страну, которую он на время доверил услужливому наместнику. Орбан показал Путину Будапешт и скромно держался в стороне, когда президент РФ в своей речи обещал лучшие цены на газ и своевременную достройку новых атомных реакторов на АЭС «Пакш». Все это происходило в тот день, когда части украинских сепаратистов при российской поддержке захватили город Дебальцево. Несмотря на это, Орбан взял на себя роль «троянского коня» русских в Евросоюзе и пообещал, что будет добиваться смягчения антироссийских санкций. И только полуфашистская экстремистская партия «Йоббик» сетовала, что можно было проявить еще большую дружественность по отношению к России. Ведь Орбан не объяснил, каким именно образом он заблокирует антироссийские санкции, поэтому верить в то, что он это действительно сделает, не стоит.

Орбан вместе со своим приятелем Путиным поставил психологический барьер между Венгрией и Западной Европой, который в предыдущие годы сам же пытался преодолеть. Запад это осознает, а в случае Венгрии наиболее восприимчивым оказалось австрийское общество. Согласно комментариям из Вены, Орбан пошел Путину навстречу, потому что ему нравится путинский режим, который постепенно ломает демократию и передает власть нелиберальным и олигархическим структурам.

Венгерский пример напомнил о том, что в международной политике не существует пустого пространства. Тот, кто хочет уйти из Европы в направлении востока, тот попадет в поле другого влияния и столкнется с агрессивной политикой России. Если в ее лице кто-то хочет приобрести союзника и выступить против слишком требовательных брюссельских чиновников, получив при этом некие выгоды, то придется полностью подчиниться России.

Реванш бывших


У нас тоже ряд видных политиков пропагандирует близость с Россией, тем самым выводя Чешскую Республику на тот же скользкий путь. Наши лидеры в основном придерживаются того мнения, что мы — неотъемлемая часть Европейского союза, но и хорошие отношения с Россией поддерживать необходимо. Тут надо отметить, что в подобную концепцию вписывается и роль «троянского коня», которую взял на себя Орбан.

Против европейских санкций в отношении России у нас, помимо президента Милоша Земана, уже высказались и министры Андрей Бабиш и Ян Младек, и, например, члены Партии свободных. О том, что некоторые политики уже находятся в сфере влияния России, говорит то, что Украину они называют искусственным конструктом, который закономерно разваливается, оценивают события на Донбассе как малозначительный конфликт, а главным риском для Европы считают агрессию Исламского государства.

Другие политики подчеркивают важность российского рынка для чешского экспорта. На неделе, когда было захвачено Дебальцево, министерства финансов и промышленности опубликовали заявления о том, что Чешский экспортный банк выделит еще несколько миллиардов на поддержку экспорта в Россию. При этом все совершенно забыли о том, что в прошлые годы финансовая поддержка экспорта на Восток бессовестно разворовывалась «сотрудничающими» чешскими и российскими предпринимательскими кликами. Частью энергетической концепции стал план по строительству новых ядерных блоков на АЭС «Темелин», который можно легко растолковать как приглашение «Росатома». Чехия — не Венгрия, но, несмотря на это, и тут можно увидеть, как время от времени на сторону России против Европы встают разные политики. Преимущество в том, что вопреки преобладающим пророссийским настроениям в высшей политике наиболее сильной правительственной партией остаются до сих пор прозападные социальные демократы, и что внешняя политика правительства сохраняет европейский стандарт.

Кажется, что все не так серьезно. Конечно, у всех могут быть разные мнения, в том числе, например, по Украине. Разумно преследовать экономическую выгоду и не слишком задумываться над политической ситуацией, которая все равно постоянно меняется. Вот только Орбан уже продемонстрировал, чем подобные рассуждения заканчиваются. В какой-то момент в столице центрально-европейской страны появляется Владимир Путин, а местный премьер из кожи вон лезет, чтобы показать свое подобострастие. И вдруг люди понимают, что их страна опять превращается в губернию России, в лучшем случае — в «полезного идиота» на шахматной доске европейско-российской политики. Сегодня Чехия может надеяться на то, что правительство Соботки не будет прямо заискивать перед Путиным, однако в случае иного премьер-министра, в особенности если бы им стал соратник президента или сам глава партии ANO Бабиш, с уверенностью этого уже никто не смог бы сказать.

Поворот Восточной Европы от Запада обратно к России нельзя недооценивать, потому что это отнюдь не стечение обстоятельств, а следование определенной исторической логике. Кроме того, в чешской политике, как и в Венгрии, в Словакии, в Румынии и так далее, некоторые деятели, которые ранее были связаны с коммунистическим режимом, стали проявлять прежде скрытое желание взять реванш. Бывшим аппаратчикам и другим воспитанникам реального социализма 70-х и 80-х годов прошлого века на протяжении 25 лет приходилось наблюдать, как страна движется на Запад, а теперь расцвет власти Путина стал для них долгожданной возможностью сменить курс. А поскольку, учитывая их возраст, это последняя возможность для них передать свой сомнительный опыт последующим поколениям, они, несомненно, ею воспользуются.