Не так давно такие крупные компании по производству полуфабрикатов, как Kraft и Kellogg's возвышались над продовольственным ландшафтом США подобно высокому колпаку, украшавшему голову шефа Бойярди, знаменитого производителя спагетти, чья компания теперь принадлежит ConAgra.
Однако теперь для крупных производителей наступили тяжелые времена. Концерн ConAgra, которому принадлежат компании Hunts, Reddi Whip, Ro-Tell, Swiss Miss, Orville Redenbacher, а также Chef Boyardee, недавно понизил прогноз по доходам на 2015 год и уволил своего генерального директора. Концерн Kraft, поставщик компании Oscar Mayer, выпускающей мясные деликатесы, а также компаний Jell-O, Maxwell House и Velveeta, тоже недавно произвел перестановки в руководстве и сообщил о снижении уровня продаж в 2014 году. Объемы продаж Kellogg's, ведущего производителя сухих завтраков, в прошлом году снизились на 5,4%, как сообщает Advertising Age.
Что же произошло? Отчасти текущие проблемы объясняются колебаниями курса валют. Завоевав американский рынок, крупные пищевые компании в течение многих лет стремились добиться роста за счет зарубежных рынков. Как недавно сообщило издание Wall Street Journal, в последнее время сильный американский доллар негативно сказывался на продажах за рубежом, потому что более дорогой доллар делает продажи за границей менее прибыльными.
Курсы валют повышаются и снижаются, однако главная проблема, с которой столкнулись американские пищевые компании, возможно, гораздо менее мимолетна, чем колебания доллара. Недавно генеральный директор Campbell Soup Дэнис Моррисон (Denise Morrison), чья компания производит сок V8, мучные изделия Pepperidge Farm и консервированные супы, публично заявил, что сейчас наблюдается «рост недоверия к крупным продовольственным компаниям и традиционным брендам, на которые миллионы потребителей опирались долгое время», как сообщил Фил Ваба (Phil Wahba) из Fortune, побывавший на конференции, где Моррисон выступал. Как пишет Ваба, одной из причин снижения продаж компании Campbell Soup и ее конкурентов Моррисон назвал «все более сложный общественный диалог по вопросам, касающимся еды».
Другими словами, крупные продовольственные компании внушили потребителям, что приготовление пищи — это неизбежное неудобство, с которым необходимо справляться максимально безболезненно — просто открыв баночку супа на обед или выдавив немного искусственных сливок на готовое пирожное на десерт. Однако теперь эта иллюзия начинает постепенно терять свое очарование.
Одна из причин заключается в заботе о здоровье. За прошедшее десятилетие ученые провели огромное количество исследований, посвященных негативному влиянию пищи, подвергнутой интенсивной обработке, на здоровье людей. В 2013 году в ходе исследования научной литературы, посвященной питанию, врачи из Йельского университета Дэвид Кац (David Katz) и Сэмюэль Меллер (Samuel Meller) обнаружили, что «рацион, в котором содержится минимальное количество полуфабрикатов и максимальное количество натуральных продуктов, в первую очередь овощей и фруктов, напрямую связан с укреплением здоровья и профилактикой заболеваний».
Кац и Меллер выяснили, что пока человек потребляет минимальное количество полуфабрикатов, то, какой диеты он придерживается, не имеет практически никакого значения: диета с низким содержанием жиров, вегетарианская и средиземноморская диеты показали одинаково хорошие результаты. И даже с диетой палео, в центре которой стоит употребление мяса, все в порядке. По мнению авторов исследования, существует масса данных, говорящих о пользе мяса, поскольку «пища животного происхождения является прямым или конечным продуктом чистой пищи растительного происхождения: состав мяса и молока животных обусловлен их диетой в той же степени, что и состояние нашего организма». Вероятно, это объясняется тем, что коровы, питающиеся травой с лугов, дают молоко и мясо с более здоровым липидным профилем, чем коровы, выращенные в промышленных условиях.
Между тем, пока крупные производители переживают трудные времена, продажи свежей продукции, выращенной местными фермерами, растет такими темпами, которые заставляют завидовать генеральных директоров крупных компаний. Недавно Министерство сельского хозяйства США опубликовало доклад, где говорится, что в настоящее время в стране действуют 8 268 сельскохозяйственных рынков — это на 180% больше, чем в 2006 году. Кроме того, существуют региональные продовольственные хабы, которые Министерство сельского хозяйства называет «предприятиями по сбору продуктов питания местного производства, позволяющими удовлетворить спрос оптовиков, продавцов, институтов и даже отдельных покупателей». Это своего рода посредники, которые могут доставить свежие продукты питания с местных ферм на прилавки магазинов, чтобы покупателю не приходилось ехать в определенное время на сельскохозяйственный рынок за свежей зеленью. Как сообщает Министерство сельского хозяйства, с 2007 года число таких продовольственных хабов выросло на 280%.
Наконец, есть еще школы — долгое время господствующие позиции там занимали крупные производители полуфабрикатов — где маленькие потребители усваивают пищевые привычки, прежде чем стать работающими взрослыми. По данным Министерства сельского хозяйства, с 2007 по 2012 год число школьных округов, где действуют программы сотрудничества школ с фермерскими хозяйствами, выросло более чем на 400%.
В течение многих десятилетий словосочетание «американская кухня» было оксюмороном, своего рода печальной шуткой. Множество компаний заработали миллиарды долларов на пристрастии американцев к полуфабрикатам и «мусорной пище». Однако, вполне возможно, эта эпоха уже подходит к концу.