Наши коллеги из газеты Müürileht несколько месяцев трудились над тем, чтобы созвать воображаемый парламент, в который вошли люди неравнодушные, вдумчивые и образованные.
Предприниматели, медиа-эксперты, преподаватели вузов, руководители недоходных объединений, деятели культуры и др. Каждый предложил идею, которую он или она стали бы претворять в жизнь, окажись они в Рийгикогу (парламенте Эстонии — прим. ред.). Давидом Всевиовым и вовсе была озвучена мысль о том, что парламентарии должны приступать к своей работе с чистым от партийной идеологии сознанием, т.е. не цепляться за обещания, выдвинутые в ходе избирательной кампании, а прислушиваться к мнению граждан и заниматься реализацией чужих идей.
Так о каком же государстве мечтает эстонская интеллигенция? Вот ТОП—5 наиболее часто встречающихся тем, ждущих реализации.
Во-первых, стоит задуматься, как и чему мы учим детей в школе? По мнению участников поп-ап парламента, упор надо делать на развитие творческих способностей, а также критическое мышление и искусство аргументировать свое мнение. Все остальные умения приложатся.
Плюс я озвучила идею о том, что государство должно предоставить каждому жителю страны возможность освоить свой родной язык на высоком уровне. Родной язык, владение им — для чего это нужно? Один из самых влиятельных философов 20 века Людвиг Витгенштейн сказал, что «Если бы мы говорили на другом языке, мы ощущали бы мир немного иначе». По Витгенштейну, значение слова есть его употребление, а отнюдь не то, что слово якобы обозначает. Люди пользуются словами в соответствии с некоторыми правилами, которые нельзя свести к правилам грамматики или даже логики. Речь идет и о правилах жизни. Поэтому язык — это форма жизни. Жизнь реализуется в языке. И что же это за жизнь такая, если ты не владеешь родным языком (прошу не путать владение языком со способностью поддержать беседу на повседневные темы в кругу семьи)? Предложенный мною план действий прост:преподавать эстонский язык в (русских) школах исключительно в рамках уроков эстонского языка. Четыре урока в неделю по эффективной методике в маленьких группах в течение 10 лет — этого должно быть более чем достаточно для изучения языка. И для тех абитуриентов, что хотят поступать в эстонские ВУЗы, стоит составить словари с научными терминами. Вот и все.
Во-вторых, необходимо как детям, так и взрослым понять ценность общинного уклада жизни и гражданского общества. Пусть везде будет, как в Каламая:и праздники у них общие, и проблемы они сообща решают. Поэтому и цены на недвижимость растут в этом районе, и семьи с детьми туда переезжают. Что для этого делать? Ввести в школе соответствующий предмет. Оказывать со стороны властей поддержку уже имеющимся начинаниям.
Третью тему можно обозначить как «Обратно в деревню!». Цель, как мне показалось, вернуть эстонцам веру в самих себя, воссоединить их с землей, которая питает их тело и дух. «По сравнению с остальным миром, наши города ничего особенного предложить не могут, намного большую ценность представляют тишина, лес, море и свежий воздух», — пишет Рейн Рауд. Предлагаются конкретные решения: создать в районных центрах конторы, где работающие удаленно люди могли бы проводить встречи с клиентами или просто работать вне стен своего дома; раздавать пустующие земли и квартиры; привлекать в регионы предприятия с высококвалифицированными работниками.
В-четвертых, многие поддерживают более продуманную миграционную политику, позволяющую привлекать в страну хороших специалистов. Вплоть до того, что пусть и в министерствах работают иностранцы — стоит признать, что по многим вопросам нам не справиться без опыта других стран.
Замыкает пятерку тяга к социальным инновациям, которая перекликается с темой гражданского общества — сообща находить решения для наболевших проблем, не надеясь только на государство. Ты предприниматель и хочешь выиграть тендер? Тогда помимо экономических показателей будь добр представить доказательства того, что ты помогаешь решению социальных проблем. Например, субсидируешь свои услуги в сельской местности или нанимаешь на работу людей с ограниченными возможностями. В Великобритании (именно на опыт этой страны ссылается сразу несколько экспертов) подобное поведение — норма.
Что объединяет все эти идеи? На мой взгляд, быть человечным и ответственным за собственную жизнь, дом и страну — вот какие понятия стоит культивировать среди жителей Эстонии. И начать можно с того, чтобы ответить на вопрос, а какую идею и пути ее реализации предложили бы вы, став членом Рийгикогу или правительства?