В последнее время в Киргизии участились митинги в защиту России, российской политики, президента Путина, сближения Киргизии и России. Укреплять отношения неплохое явление, но часть общественности озабочена возможной реакцией, которая может последовать за подобными маршами. Об этом с ВВС.Кыргыз кызматы обменялся мнениями журналист Азамат Тынаев.
ВВС.Кыргыз кызматы: В Киргизии наблюдается усиление призывов в поддержку другого государства. О чем это сигнализирует?
Азамат Тынаев: Наша геополитическая ситуация уже давно находится на перепутье. Общество, политическая элита в особенности, занято поисками ориентира и в процессе поиска различных моделей смотрит то в сторону Запада, то России. Особым толчком стали действия президента по вступлению в Таможенный союз.
Вместе с тем у вопроса есть этнический аспект. Большинство сторонников сближения с Россией — этнические русские. Этих наших соотечественников понять можно. Невзирая на то что родились и выросли они в Киргизии, исторической родиной для них является Россия. Я понимаю, что русские, безусловно, чувствовали себя неуютно, когда в 2010 года в стране происходили конфликты, и наши жарма-патриоты (здесь в значении: «ура-патриоты» — прим. перев.) поднимали лозунги о нашей «особенности».
— Несмотря на малочисленность таких митингов и создающееся впечатление их заказного характера, возможно ли нарастание веса и влияния таких акций?
— Нарастание возможно, потому что есть момент, вызывающий всеобщую обеспокоенность. Конечно, русские сограждане имеют такое право. Это закономерное явление. Но в последнее время усиливаются аналогии ситуации в Киргизии с ситуацией на Украине. За тезисом «Русского мира» данный вопрос политизируется и подогревается. Такого в Киргизии нельзя допускать.
— Как известно, внутренняя ситуация в Киргизии не отличается особой стабильностью, в том числе и межэтнические отношения. Не разбудят ли подобные акции антирусский национализм?
— Здесь я бы отметил один важный момент. Многие политологи, эксперты России, особенно московские, больше года поднимают остро пропагандистские темы. Например, Семен Уралов, Аждар Куртов и другие. В прошлом году эти российские политологи заявили о доктрине «Мягкая сила».
— Информированы ли ответственные за безопасность в Киргизии лица о данной доктрине (специально принятой; влияние посредством языка и культуры), проводят ли соответствующие меры?
— Информированы, потому что целью определенной политической силы в России является донесение данной доктрины до киргизской общественности, распространение среди населения.
— Как сказывается на усилении русского национализма доминирование в медиапространстве Киргизии российских СМИ?
— Любую острую темы мы должны воспринимать взвешенно. Лозунг за присоединение к Таможенному союзу поднимают не только русские, но и много киргизов. Россия и Киргизия 90 лет находятся в тесном взаимодействии и вместе пережили многое. Вместе воевали в Великой Отечественной войне, одержали победу. Киргизия укрепила экономику и культуру. В среднем и старшем поколении очень сильна ностальгия по советскому времени.