В Бишкеке в течение двух дней проходил международный форум экспертов в области противодействия терроризму. Мероприятие, в силу специфики, имело ограниченный формат, как и спектр его тематик. Одной из них было финансирование террористической активности, которое обязалась выполнить террористическая группировка, расположенная на территории Ирака и Сирии.
Ранее эксперты отмечали, что группировка намерена потратить около 70 миллионов долларов на то, чтобы провести специфические мероприятия на территории Центральной Азии — теракты, взрывы, информационные атаки, вербовку наемников. Позже силовики стали чаще отлавливать вербовщиков, кто агитировал ехать на эту войну. Даже одного имама в Ошской области задержали за террористическую пропаганду и вербовку.
Всего, по данным ГКНБ Киргизии было отловлено 36 человек, и многие из них проникли на юг Киргизии и Узбекистана, приехав из бандитского образования ИГИЛ, с планами провести серию терактов в этих странах.
Официальный представитель ГКНБ КР Рахат Сулайманов отметил, что четверо из них прошли специальную военную подготовку в Сирии, и их целью являлась «вербовка наших граждан в ряды ИГ». При этом, основной задачей террористов был подрыв здания Службы национальной безопасности Узбекистана в Андижанской области.
Прокомментировать ситуацию и заявления бандитов редакция «Вести.kg» попросила директора Центрально-азиатского центра наркополитики, кандидата исторических наук Александра Зеличенко.
«Внутри ИГИЛ создана группировка «Харасан», — пояснил эксперт. — Это чисто географическое образование, которое занимает территорию от Ирана до СУАР (Синьцзян-Уйгурский автономный район — прим. ред.). Террористы из ИГИЛ обратились к древним картам седьмого века, воссоздав для себя пространство халифата, существовавшего в тот период. Это и был Харасан. У группировки очень мощное финансирование, цели и задачи. Из чего вытекает два момента — пока неясно, насколько данная группировка будет активной, и как именно она себя проявит. Пока нет четкой картины, что боевики делают. По отдельным фактам задержания мелких террористических групп на границах стран Центральной Азии нельзя судить о том, что есть какая-то открытая активность. Второй момент: усилилось давление в интернете — идет очень мощная пропаганда. Ролики, сайты, социальные сети — все это стоит больших денег».
В течение первых месяцев зимы силовиками стран-государств Центральной Азии выявлен ряд групп, пособничающих террористам. В этом отношении, считает Александр Зеличенко, можно говорить о предстоящем усилении их активности.
«Думаю, они будут наращивать свои усилия, и все будет зависеть от того, как этому давлению смогут противостоять международные силы. Сами же бандиты будут опираться и использовать те силы внутри стран региона, кто присягнул на верность халифу. При этом, присяга на верность халифу — это намного более веское обязательство по сравнению с тем, как присягают на верность родине или рыцарскому ордену. Это религия, ментальность, идеология — если кого-то сумели привести к присяге на верность халифу, такой человек будет ему верным до конца жизни, и выполнит любой приказ. И такие люди уже есть и у нас в стране», — заметил эксперт.
Среди мер, при помощи которых международные силы смогут противостоять террористам, Александр Зеличенко выделил меры законодательного характера в финансовом секторе.
«Отчасти усиление законодательства в области финансов может предотвратить поступление денег, направленных в Кыргызстан на поддержку терроризма, но это не кардинальное решение. Этот фильтр, конечно, перекроет потоки, но далеко не все. Многие банки работают по так называемым, «исламским» принципам, по системе «халал», кто-то привозит деньги наличными — это студенты, паломники, присягнувшие на верность халифу. Поэтому, нет гарантии, что эти средства уже не поступают», — заключил эксперт.