— Весть об убийстве Бориса Немцова, конечно, потрясла если не всех не только в России, но и за ее рубежами, то очень многих. По Вашему мнению, это потеря какого масштаба для России?
— Убийство Бориса Немцова является самым серьезным политическим убийством в постсоветской России. Речь идет об убийстве представителя российской правящей элиты 90-ых гг., который успел побывать и успешным выборным (не назначенным!) губернатором, и вице премьером. Причем, Немцов с его рейтингом в 56% в 1997-1998 гг. был единственным, — подчеркиваю, — единственным признанным обществом лидером, единственным политиком, который мог стать преемником Ельцина, поддержанным большинством населения. Убеждения Немцова, сам его политический стиль в случае его лидерства могли вывести Россию из мутных 90-х гг. к реальной, а не имитационной демократии. Как мы знаем, лидерство Немцова и его шансы на Кремль были уничтожены тогдашними олигархами. А именно — Березовским и Гусинским, которые в тот момент боролись за лакомые куски собственности (в тот момент за «Связьинвест»). Россия (а вместе с нею и политические убийцы Немцова) получили иного преемника Ельцина. Да, в настоящее время Немцов не мог похвастаться своим рейтингом и влиянием. Но мы знаем почему: потому, что в России рейтинг и политический вес делает телевидение, которое находится под контролем Кремля.
— Если мы говорим, что это так или иначе политическое убийство, то можно ли тогда считать, что убийство одного из лидеров оппозиции в центре Москвы вообще есть удар по идее демократической оппозиции в России?
— Потеря Бориса Немцова — драматический удар по российской оппозиции. Он был одним из ее признанных лидеров. Причем, он был человек объединяющего плана. Он был уникальным политиком, в котором не было ничего от политической технологии. Ничего от трюков и обмана. Он был реальным уличным трибуном и борцом, столь необходимым на стадии борьбы за свободу. Разумеется, российская оппозиция сегодня оказалась в тяжелом положении… Но кроме своего несомненного значения на оппозиционном фланге в России Немцов был одним из нескольких российских оппозиционеров, которые были известны на Западе и который мог свободно общаться с западной политической элитой. И именно поэтому Запад был так шокирован его гибелью. Между тем, именно во многом благодаря Немцову Запад одобрил «Список Магнитского». Именно Немцов был страстным защитником западных санкций в отношении России с целью остановить кремлевскую агрессию на Украине.
— Какие будут последствия? Это может повлиять, например, на геополитическую ситуацию, в частности на отношения Россия-Запад, а также на ситуацию в постсоветском пространстве, в том числе и в Армении?
— Последствия убийства Немцова? Кроме удара по оппозиции это убийство, несомненно, станет предупреждением в России для всех тех, кто не согласен и открыто критикует политику власти. Пока неясно, как это предупреждение будет воспринято. Заставит ли оно замолчать немногочисленную оппозицию и все более погружающееся в тяжелое молчание гражданское общество? Либо напротив, это убийство станет поводом для сплочения тех, кто остался на оппозиционном пятачке и тех гражданских активистов, которые больше не хотят терпеть деградацию страны? Трудно сказать. Более 50 тысяч людей, которые пришли на марш памяти убитого Немцова, — это знак того, что несогласное меньшинство еще дышит. Но насколько несогласные могут объединиться не в знак скорби, а в поддержку политических требований, мы еще увидим — оппозиция готовит в апреле новый политический марш. Скорее всего, смерть Немцова станет и предупреждением для правящего класса — быть лояльными под угрозой вылететь из безопасного круга. И это предупреждение, судя по всему, сработает для тех, кто готов быть лояльными, несмотря ни на что.
О международных последствиях. Я только что приехала из Берлина, где участвовала в форуме, организованном Партией Зеленых. Было около тысячи участников и все встали при имени Борис Немцов и почтили его память. Они о нем знают и они слышали о его убийстве. Это убийство всколыхнуло Берлин. Так что, гибель Немцова вряд ли может содействовать возвращению доверия в отношениях между Западом и Россией. Скорее, это еще один фактор, который говорит Западу: российской власти нельзя верить, в России нет места для оппозиционной политики, а следовательно, и свободы. Это, несомненно, удар по имиджу Российского государства. В какой степени такое громкое убийство может повлиять на ситуацию в постсоветском пространстве и на отношения России и Армении? Мне трудно сказать. Вам в Ереване виднее: в какой степени такое убийство может повлиять на отношения армянской общественности к России и политике Кремля? Породит ли оно обеспокоенность атмосферой в России? А, следовательно, и обеспокоенность в отношении партнерства Армении и России? В какой степени вы будете беспокоиться по поводу безопасности армян, которые проживают на российской территории? Эти вопросы я бы адресовала вам. И на них, видимо, пока нет ответа…
— О возможных версиях. Вы, наверное, знакомы с главными версиями убийства. Радикальная оппозиция и либеральная часть российских граждан уверена, что убийство заказал лично Путин, исполнили спецслужбы, а сторонники властей заявляют, что это провокация против России, чтобы дестабилизировать ситуацию в стране и т.д. То есть это подстроили либо украинцы, либо американцы, англичане, евреи или кто-то в этом роде. Еще есть версия, что убийство могло быть заказано на почве личной неприязни. Директор ФСБ сообщил о задержании двух подозреваемых по этому делу: они являются жителями Кавказа. Что Вы думаете обо всем этом?
— О версиях. Их высказано слишком много. Некоторые выглядят правдоподобно. Другие — звучат, как фантастика либо попытка увести внимание от реалий. Предыдущая история политических убийств в новой России после 1991 г. говорит о том, что у нас никогда не распутывают такие убийства. Никогда. Начиная с убийства журналиста Дмитрия Холодова до убийства журналистки Анны Политковской. Да, органы следствия могут находить исполнителей, и то, нет никогда уверенности, что это реальные, а не подставные исполнители. Но пока никогда не были найдены заказчики самых громких политических убийств. Особенно убийства людей, которые вызвали ненависть власти. Это заставляет предположить, что все громкие политические убийства в России были заказными и их заказали силы, либо находящиеся во власти, либо способные влиять на ход расследования, а, следовательно, находящиеся на орбите власти. Даже если в данном случае следствие найдет реальных исполнителей и их заказчиков, атмосфера лжи и государственного насилия в России настолько возобладали, что в это мало кто поверит! Так, мало кто верит, что арестованные по делу убийства Немцова жители Северного Кавказа являются реальными исполнителями. Подождем и посмотрим, как будет развиваться расследование убийства Бориса Немцова. Ясно одно: власть осознает все разрушительные для нее имиджевые последствия. Но неясно — волнуют ли они ее и в какой мере?
— Кстати, многие сторонники Немцова убеждены, что главная причина смерти Немцова атмосфера агрессии и ненависти в российском обществе, которая в частности создает государственная пропаганда, поиски “врагов народа”, стремление уничтожить “пятую колонну”. Вы согласны с этим мнением?
— Да, согласна с вашим утверждением, заложенным в вашем вопросе. Атмосфера ненависти и агрессивности к инакомыслящим в России достигла такого накала, что эта атмосфера, скорее всего, и стала основной причиной гибели Немцова. Можно сказать, что Немцова убила ненависть, воспроизводимая государством и системой, как способ их существования. И сам этот факт является угрозой не только для отдельных отважных личностей, таких, как Немцов, а для всего общества.