Ровно год незаконному референдуму в Крыму. Он был одним из ключевых этапов спецоперации России. И дал старт официальной аннексии украинской автономной республики. Как живет оккупированный Крым теперь?
16 марта 2014-го года в Крыму прошел незаконный никем не признанный референдум о присоединении к России. Полуостров заполонили так называемые «зеленые человечки», и люди под дулами автоматов шли на участки. Результат — 97% за Россию. Для Кремля он был формальностью, но нужной, чтобы хоть как-то обосновать аннексию полуострова.
Прошел год, и эйфория у людей, окутанных российской пропагандой, уже пошла на спад. Золотые горы, обещанные Россией, как выяснилось, — очередная ложь, цены на продукты взлетели, свое крымчане вырастить не могут, потому что Украина ограничила поставки воды на полуостров, поэтому поля нечем орошать. Страны Запада ввели санкции и обещают новые. Людям остается радоваться хотя бы тому, что нет войны.
Уже сейчас Владимир Путин сам рассказывает, что происходило за кулисами псевдореферендума. В России показали трехчасовой документальный фильм о том, как захватывали Крым. Что интересно, для украинских пользователей был недоступен просмотр фильма онлайн на сайте телеканала «Россия-1».
В этой хронике Путин сам говорит, что аннексия сопровождалась военной операцией — для захвата полуострова направили подразделения ГРУ. А в случае вооруженного противостояния Путин, говорит, готов был даже применить ядерное оружие. «Об этом и так все знали или догадывались», — так на изложенные в фильме «откровения» Путина отреагировали в ЕС.
Фильм, в котором Путин сам признается, что оружием захватил Крым, украинское правительство намерено направить в Гаагский трибунал, как доказательство российской агрессии. Соответствующее поручение Минюсту дал премьер-министр Арсений Яценюк.
Так же, как и в правительстве, продолжать борьбу намерены и украинские активисты в Крыму. Например, Андрей Щекун, координатор движения «Евромайдан-Крым», в прошлом году в марте 11 дней пробыл в плену сепаратистов в Симферополе. Подвергся истязаниям и пыткам, однако опускать руки и он, и его единомышленники не собираются.