Первый армянский информационный: Верховный представитель Евросоюза по внешним вопросам Федерика Морегини и комиссар Евросоюза по вопросам расширения и политики соседства Йоханнес Хан представили обновленный вариант программы Европейского соседства. Предполагается проявить более дифференцированный и особенный подход к каждому государству, чтобы не навредить интересам государств-членов Восточного партнерства. Интересно, о каком документе может идти речь в случае Армении?
Степан Григорян: Внутри Евросоюза сегодня существуют серьезные размышления по части Восточного партнерства. Например, несколько дней назад министр иностранных дел Австрии завил, что Восточное партнерство должно качественно измениться, учитывая интересы других государств, изменить свою политику. Очевидно, что он имел в виду Россию. Все это свидетельствует о том, что действительно, в ЕС есть разные мнения, связанные с Восточным партнерством. Изменения действительно предусмотрены, но пакет еще не только для Армении, но и для других государств окончательно не готов. Например, Молдавия, Украина и Грузия подписали соглашение об ассоциации с ЕС, но мы не видим реализацию этих договоров. Сейчас они думают над тем, какой вариант найти для стран, чтобы учитывать также и болезненную реакцию России.
В случае Армении, очевидно, что об экономической части соглашения об ассоциации с ЕС речи быть не может. Для нас, как я понимаю, пока что думают начать обсуждения. Сегодня таких обсуждений, переговоров нет, обе стороны думают над предложениями. Я считаю, что в случае Армении нужно обязательно оставить политическую часть соглашения об ассоциации с ЕС. Здесь есть много важных вопросов относительно реформ судебной системы, образования, науки, прав человека. Ту часть, которая раньше называлась политической частью соглашения об ассоциации, нужно в случае Армении обновить. Учитывая то, что мы являемся членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), нужно проявить другой подход, чтобы было ясно, какова роль Армении в Восточном партнерстве, и вообще, существует такая роль, или нет.
— Отдельный и дифференцированный подход в случае Армении не означает снижение планки? То есть, Армения, как страна-член ЕАЭС, подпишет менее важный документ, чем все остальные государства, это не так?
— Именно так и будет, Армения будет на более низком уровне, поскольку мы являемся членом Евразийского экономического союза. Но я считаю, что часть, которая связана с реформами, нужно обновить, не нужно разрывать ее, стороны этого не хотят. Уровень отношений не может быть таким, как в случае Грузии, Молдавии и Украины. Нужно понимать, что членом ЕАЭС является также и Белоруссия, которой вообще нет в Восточном партнерстве, она является формальным членом этой программы, но реально ничего не делает. Мы не должны допустить этого, поскольку у нас более высокая степень свободы и демократии.
— А у нашего правительства есть такая готовность?
— Наше правительство тоже хочет этих реформ. Мы должны попытаться обновить политическую часть соглашения об ассоциации с ЕС. Вы знаете, что в мае в Риге состоится саммит Евросоюза, председательствует Латвия. Очень важно подписать документ в Риге. Не только Армения, но и Евросоюз хотят это сделать. Заявление, о котором Вы сказали, является свидетельством этого. Просто у стран-членов Евросоюза разные подходы относительно Восточного партнерства. Я уже отметил довольно пессимистичное заявление министра иностранных дел Австрии о Восточном партнерстве.