Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Посол Украины в Анкаре о крупнейшем проекте России и Турции: «Допустим, построили. А что дальше? Вы передали газ на границу с Грецией, но нет ни одного трубопровода, который поставлял бы его в Европу. В этих условиях необходимо хранилище для 50 миллиардов кубометров, а стоимость его строительства составит от 30 до 50 миллиардов долларов. Кто потратит такие суммы?»

Посол Украины в Турции Сергей Корсунский убежден, что «Турецкий поток», предложенный Россией взамен аннулированного «Южного потока», — не более чем фантом. «Россия, которая с помощью пропаганды находит поддержку некоторых групп в Европе, использует этот проект как политический подкуп», — отмечает дипломат.

Украина, охваченная внутренними беспорядками, сегодня становится сценой одного из сложнейших событий на мировой политической арене. Хотя достигнутое в феврале этого года в Минске перемирие должно было положить конец столкновениям между сепаратистами, которые получают военную поддержку России, и регулярной армией страны, напряженность по-прежнему сохраняется. Страна, известная своей миролюбивостью и демократизмом, становится сегодня новой площадкой для сведения счетов между двумя лагерями холодной войны, Россией и НАТО. Украина, которая сегодня находится в самом центре этой схватки, оплакивает тысячи погибших. Миллионы человек, которые были вынуждены бросить свои дома, находятся на пороге абсолютной бедности, переживают экономические трудности, которых со временем становится лишь больше.

О том, что ждет Украину сегодня и каким будет ее завтрашний день, мы говорили с послом Украины в Анкаре Сергеем Корсунским. В ходе нашей беседы мы также коснулись вопроса об отношениях Украины и Турции, а также о политике баланса, которую стремится проводить Турция, вынужденная идти за Россией, несмотря на членство в НАТО.

Эксперты рассматривали предложение России о строительстве «Турецкого потока» при участии Турции после отмены «Южного потока», который должен был стать каналом передачи природного газа в Европу в обход Украины, как попытку Москвы найти поддержку других стран на фоне украинских событий. Так рассуждает и Корсунский, который приводит мысль о том, что «Турецкий поток» необходимо рассматривать как политическую мзду. По мнению посла, проект этот воплотить крайне сложно, и Россия это знает.

Корсунский подчеркивает чрезмерную дороговизну этой инициативы, которая делает проект невыгодным. «На европейской территории Турции нет инфраструктуры, позволяющей получать газ по подводному участку трубопровода и передавать его на границу с Грецией», — отмечает посол. Более того, продолжает дипломат, из-за высоких цен на землю прокладка возможного маршрута на европейской части Турции обойдется заинтересованным сторонам очень дорого. В качестве еще одного фактора, который делает этот проект практически невозможным, Корсунский указывает на отсутствие технологий, необходимых для строительства трубопровода прогнозируемой величины и хранения поступающего газа.

Предполагается, что мощность «Турецкого потока» составит не менее 50 миллиардов кубометров в год. «Допустим, построили. А что дальше? Вы передали газ на границу с Грецией, но нет ни одного трубопровода, который поставлял бы его в Европу. В этих условиях необходимо хранилище для 50 миллиардов кубометров, а стоимость его строительства составит от 30 до 50 миллиардов долларов. Кто потратит такие суммы?» При этом ожидается, что общая стоимость проекта превысит 60 миллиардов долларов.

Как полагает Корсунский, еще более бессмысленным проект делает то, что спроса на этот газ не будет. Вся Южная Европа — даже включая Балканы — потребляет меньше 50 миллиардов кубометров в год, отмечает посол, при этом годовая мощность крупнейшего газового центра Европы в Баумгартнере составляет 18 миллиардов кубометров.

Существует ли вероятность того, что Россия закроет глаза на высокие расходы по проекту вследствие того, что «Турецкий поток» является политической инвестицией? Посол напоминает, что изначально «Южный поток» тоже был политической инвестицией. Когда русские отказались от этого проекта, они обосновали это нежеланием ЕС выводить «Южный поток» из-под действия Третьего энергопакета. Но посол утверждает, что это не соответствует действительности. «Россия никогда не требовала этого от Европейской комиссии. Они утверждают, что так и было, но это пропаганда. То, что они говорят, — еще одна ложь».

Обращенное к Еврокомиссии требование России начать строительство трубопровода, который будет передавать 50 миллиардов кубометров газа в Европу через Грецию, также является политическим шантажом, считает посол. Ответ Еврокомиссии, продолжает он, будет таким: «Зачем нам это строительство? У нас и так есть действующие контракты для газовых поставок через Украину и безупречно функционирующая инфраструктура. Зачем же тратить грандиозные суммы на новую инфраструктуру?»

Одним словом, по мнению посла, вероятность реализации «Турецкого потока» равна нулю. «„Турецкий поток“ не поможет Турции стать энергетическим центром, и, напротив, нацелен на причинение ей вреда. Ведь обладая только лишь российским газом, таким центром не стать. Более того, если допустить, что „Турецкий поток“ все же будет построен, то тогда лишним станет TANAP», — утверждает посол.

TANAP играет огромную роль

Если проект настолько опасен, а также рискован и даже невозможен с экономической точки зрения, тогда почему Турция проявляет интерес к предложению России? «Почему бы и нет, — начинает посол. — Если такая энергетическая сверхдержава, как Россия, пришла к тебе с предложением в духе „мы можем реализовать мегапроект, который каждому из нас принесет важные выгоды“, любой, вероятно, ответит: „Хорошо, давай обсудим. Если ты возьмешь на себя реализацию, расходы и строительство...“».

Турция неоднократно повторяла, что TANAP у нее в приоритете, а тот факт, что проект, нацеленный на поставку азербайджанского природного газа, не исключает возможности участия в нем Туркмении, делает TANAP весьма привлекательной инициативой по политическим и стратегическим соображениям. Корсунский приводит следующий пример. В перспективе ни Азербайджан, ни Туркмения не скажут Турции: «Если ты не будешь лояльна к нам, мы перекроем вентиль и оставим тебя без газа». А в случае с Россией ты никогда не можешь быть уверен в этом, говорит посол. Далее он добавляет: «Если 60% газа поступает из России, ты в опасности. Если ты покупаешь 75% российского газа, считай, ты полностью у нее в руках». Украина извлекла из этого урок. Сегодня, отмечает посол, она пытается избавиться от этой зависимости, объявляя тендеры на поставку газа из Словакии, Венгрии и Польши.

Позиция Турции в ходе российско-украинского конфликта по большей части подвергалась критике. По мнению самого авторитетного украинского дипломата в Турции, Россия, чтобы распространить свою точку зрения, вела в Турции, как, собственно, и в Европе, активную пропагандистскую деятельность, но ей не удалось преуспеть в этом. Туркам известно о действиях российских оккупантов в Крыму, отмечает посол. Несмотря на прогресс, которого удалось добиться в последние 20 лет, сегодня крымские татары оказались в незавидном положении. «Все происходящее в Крыму напоминает геноцид. Аресты крымских татар происходят только из-за того, что они говорят на родном языке. Ранее функционировал меджлис крымскотатарского народа. Сейчас же он закрыт. Крымскотатарским лидерам Джемилеву и Чубарову запрещен въезд на их родную землю. Произведения Мевляны Джелаледдина Руми названы экстремистскими». Корсунский утверждает, что все эти события не ускользают от внимания турецкой общественности, политиков, и поэтому российская пропаганда не может найти своего адресата.

Тогда почему Турция не занимает более решительную позицию в отношении России? И, к тому же, не присоединяется к экономическим санкциям, которые сегодня Европейский Союз и Америка применяют против России? Турция даже пытается наращивать объемы экспорта в Россию, расценивая введенные ограничения как уникальный шанс. По мнению посла Корсунского, эту ситуацию можно понять. По части энергоснабжения Турция изрядно зависит от России, и на сегодняшний день у Турции нет возможности компенсировать газовые поставки из России. «Разрыв отношений с Россией может быть очень болезненным для Турции», — отмечает Корсунский. С этой точки зрения, если усилия по передаче природного газа из Азербайджана и Туркмении увенчаются успехом, а с диверсификацией энергопоставок Турция избавится от зависимости от России, то тогда и стоит ждать изменений в позиции Турции в отношении этой страны, полагает посол.

Украина не только не обижена на Турцию, но и, напротив, довольна позицией, которую Анкара демонстрирует в ходе украинских событий. Как отмечает Корсунский, Киев всегда получал поддержку Турции на уровне двусторонних отношений и международных мероприятий. В таких организациях, как ООН, НАТО, ОБСЕ и Совет Европы, Турция всегда придерживалась тезиса о необходимости уважать территориальную целостность Украины. Миссию специального наблюдения ОБСЕ, которая сейчас находится на Украине, возглавляет бывший посол Эртугрул Апакан (Ertuğrul Apakan).

Корсунский утверждает, что двусторонние отношения продолжают развиваться и сегодня. Например, 20 марта президент Реджеп Эрдоган посетит Украину для участия в заседании Совета сотрудничества высшего уровня. Посол отмечает, что, по прогнозам, на этой встрече стороны подпишут ряд документов о важных экономических проектах. В частности, соглашение о самолетостроении подпишут компания «Аэрокосмическая индустрия Турции» (TAI) и украинский «Антонов». Предполагается, что Анкара и Киев будут лишь углублять сотрудничество в космической и высокотехнологичной областях. В настоящее время товарооборот двух стран составляет около шести миллиардов долларов.

О членстве в НАТО речи не идет

Корсунский также поделился своим мнением относительно событий в регионе, столкновений на Украине и борьбе НАТО — Россия, которая становится все более открытой. Сегодня часто говорят о том, что между нынешней Россией и НАТО, которую создали в 1949 году для противостояния советской угрозе, но которая сумела сохранить влияние и после распада коммунистического блока в 1990-х годах, вновь вспыхнула напряженность, отсылающая нас к годам холодной войны. Расширение НАТО на тех территориях, которые Россия считает критически важными для своего существования, Москва воспринимает как прямую и явную угрозу собственной безопасности. НАТО же расширяет границы зоны своего влияния, чтобы не допустить возникновения былой атмосферы напряженности в случае рецидива экспансионистской политики России, и делает это в том числе и по прямым просьбам самих государств на этом пространстве. Украина стала одной из точек разлома этой напряженности. После аннексии Крыма и ужесточения войны на Восточной Украине, к настоящему моменту унесшей жизни как минимум шести тысяч человек, эту картину еще более омрачило решение НАТО создать системы противоракетной обороны в некоторых странах Прибалтики и Восточной Европы.

На вопрос о том, возросла ли на фоне последних событий вероятность вступления Украины в НАТО, посол совершенно точно дает понять, что в ближайшее время об этом речи не идет. «Если какая-нибудь страна желает стать членом НАТО, она должна много вкладывать в инфраструктуру, чтобы поднять стандарты своей армии до уровня Альянса», — отмечает Корсунский. На сегодняшний день для Украины это невозможно.

Посол не считает подход России к НАТО реалистичным: «На каком основании то или иное государство может объявить войну стране — одному из постоянных членов Совета Безопасности ООН — с крупнейшим в мире запасом ядерного оружия, одной из крупнейших в мире армий и гигантскими ресурсами?»

Может начаться ядерная гонка


Корсунский настаивает на том, что его страна не желает быть марионеткой ни в руках НАТО, ни в руках России. После распада СССР Украина в один миг стала третьей крупнейшей ядерной силой мира из-за советских вооружений, которые оказались на территории Украины, вспоминает Корсунский. При этом, продолжает посол, Украина добровольно, по Будапештскому меморандуму, к которому присоединились Америка, Великобритания, Франция, Россия, вернула России эти вооружения, — пример крайне миролюбивой политики. Будапештское соглашение гарантировало нейтралитет Украины, ни один конфликт не должен был коснуться этой страны, и именно на этих условиях Киев передал Москве свои ядерные вооружения. Данное соглашение давало гарантии того, что Украина не станет целью атаки со стороны стран с ядерным потенциалом, и не допускало возникновения региональной гонки ядерных вооружений. Как отмечает Корсунский, спустя 20 лет это соглашение было нарушено одной из стран-подписантов, и теперь другие государства не чувствуют себя в безопасности.