Cверхдредноут, который когда-то был флагманом японского императорского флота, нашли лежащим в темных морских глубинах вблизи Филиппин через 70 лет после окончания Второй мировой войны.
Соучредитель компании Microsoft миллиардер Пол Аллен (Paul Allen) 3 марта заявил, что его исследовательская группа обнаружила обломки «Мусаси», который был одним из двух крупнейших и наиболее технологически продвинутых боевых кораблей в военно-морской истории. Корабль был найден на глубине в тысячу метров в море Сибуян.
Эта новость сразу же вышла на первые строчки в Японии, вызвав трепет и удивление. Видео и фотографии, сделанные при помощи беспилотного подводного аппарата, стали раз за разом показывать на телеканалах.
Чем же являлся «Мусаси»? Что делало корабль таким особенным? Почему было построено такое грозное судно и как оно затонуло?
Ниже приведены некоторые вопросы и ответы, касающиеся «Мусаси», который был символом передовых технических возможностей Японии и стал трагедией для страны, а также колоссальным провалом в военной стратегии, которая лишила судно актуальности еще до его отплытия.
Чем же являлся «Мусаси»?
Он был одним из двух линкоров Имперского флота Ямато-класса. Другой, соответственно, назывался «Ямато». «Мусаси» был одним из крупнейших и самых мощных в мире кораблей.
Он был построен в 1942 году. Это последний линкор, созданный в Японии. Его предшественник, «Ямато», был введен в эксплуатацию 16 декабря 1941 года, через несколько дней после нападения Японии на Перл-Харбор, ознаменовавшего начало войны в Тихом океане.
«Мусаси», введенный в эксплуатацию 5 августа 1942 года, 11 февраля 1943 года стал вторым после «Ямато» флагманом японского флота.
Водоизмещение и «Мусаси», и «Ямато» составляло 64 тысячи тонн. Их 46-сантиметровые основные орудия были крупнейшими и самыми мощными в мире пушками, когда-либо установленными на военных кораблях.
Каждый из кораблей, способный нести шесть самолетов-разведчиков, был длиной в 263 метра (для сравнения: диаметр арены Tokyo Dome составляет 201 метр).
Максимальная высота кораблей составляла 56 метров, что примерно равняется 16-этажному зданию. Максимальная крейсерская скорость равнялась 50 километрам в час.
Дальность стрельбы главных орудий снарядами весом полторы тонны составляла 42 километра, что означает то, что снаряд, выпущенный из Телевизионной башни в Токио, мог бы долететь до станции Камакура в префектуре Канагава.
Технические характеристики «Мусаси» и «Ямато», а также сам факт их существования были военной тайной.
Зачем создавать такие гигантские суда?
До Второй мировой войны считалось, что большие военные корабли с дальнобойными орудиями дают ощутимое военное преимущество в морской войне.
Воздушные силы на море находились на ранней стадии развития. Считалось, что авианосец не способен потопить большой и тяжелобронированный линкор.
Императорский флот Японии сделал упор на размер и мощность орудий из-за Вашингтонского морского соглашения 1922 года и Лондонского морского договора 1930 года, которые не позволили Японии обладать большим количеством боевых кораблей, чем США, которые являлись ее основным гипотетическим военно-морским врагом в тот период.
Играли ли «Мусаси» и «Ямато» большую роль в военных амбициях Японии?
На самом деле нет. Имперский флот, который считал эти суда символами военно-морской доблести Японии, долго сомневался в том, разворачивать ли корабли в зонах основных боевых действий.
Оба линкора оставались в безопасности в порту на островах Чуук до весны 1944 года. Во время простоя они получили название «Отель Мусаси» и «Гостиница Ямато» из-за их хорошо оборудованных интерьеров и роскошных блюд для офицеров.
Военно-морской флот начал использовать эти корабли только после того, как Япония лишилась своих основных авианосцев и многочисленных опытных пилотов в Битве за Мидуэй 1942 года и Битве при Марианских островах 1944 года.
Поскольку «Мусаси» был лишен поддержки с воздуха, он был потоплен 24 октября 1944 года, после того, как по нему попало от 20 до 30 торпед и 17 бомб, сброшенных с вражеских самолетов.
Из примерно 2400 членов экипажа выжили только 1376 человек.
«Ямато», позже отправленный на выполнение самоубийственной миссии в начале Битвы за Окинаву, был потоплен американскими войсками 7 апреля 1945 года недалеко от префектуры Кагосима.
Были ли корабли класса Ямато продуктами отсталого стратегического мышления?
Да. Большие, хорошо бронированные корабли были разработаны в рамках концепции, которая не допускала, что самолеты могут представлять угрозу для бронированных гигантов.
Вторая мировая война (в частности, в Тихом океане) стала звездным часом военно-морской авиации. Окончательно военные корабли добила дальняя авиация наземного базирования.
Когда разрабатывались корабли класса Ямато, считалось невозможным, что самолет может нести бомбы и торпеды, достаточно мощные, чтобы уничтожить тяжелобронированные корабли. Об этом говорится в книге «Строительство Мусаси», опубликованной в 1994 году.
Когда имперский флот осознал угрозу со стороны самолетов, он пытался решить эту проблему, разворачивая «Мусаси» и «Ямато» только в тех местах, где у Японии было превосходство в воздухе.
В книге сказано, что инженеры, проектировавшие «Мусаси», считали, что для корабля будут представлять угрозу торпеды вражеских кораблей и подводных лодок, а не самолеты.
По иронии судьбы именно имперский флот впервые продемонстрировал всему миру, что авианосцы, а не линкоры станут ключом к морскому превосходству во время Второй мировой войны. Япония, которая некоторое время обладала самым современным и самым большим парком авианосцев, продемонстрировала свою военно-морскую мощь при нападении на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года. Два дня спустя японские самолеты снова потрясли мир, потопив мощный британский линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Отпор» недалеко от берегов Малайского полуострова.
Современные военные эксперты соглашаются, что уничтожение «Принца Уэльского» ознаменовало конец эпохи применения огромных линкоров в морской войне.