Американский инвестор Билл Браудер, из сторонника Путина превратившийся в его громогласного критика после изгнания из России и обвинений в коррупции, считает, что дни российского президента сочтены.
В видеоинтервью Reuters по случаю выхода книги «Red Notice» («Красная метка») о жизни в России во времена власти олигархов Браудер сказал, что экономический кризис, с которым столкнулась Россия, значительно повышает вероятность смены режима. «Без сомнения, экономический кризис, произошедший по причине западных санкций и падения цен на нефть, повышает вероятность падения власти Путина. Этот кризис резко увеличил шансы на смену режима, поскольку, когда люди голодают и теряют деньги, их недовольство растет», — говорит Браудер.
При этом Браудер предупредил, что текущий кризис может привести к обратному результату, к радикализации режима Путина, как бывало со многими диктаторами. «Это может привести к повторению сценария Зимбабве, где целую вечность правит Роберт Мугабе, который действует теми же методами, что и Путин, например, выдумывает внешних врагов и раздувает паранойю. Нынешняя ситуация опасна для Путина и для всего мира», — сказал Браудер в интервью вскоре после появления российского президента на публике после одиннадцатидневного отсутствия.
В интервью Браудер описал, как Путин фактически захватил контроль над российской экономикой. В 2000 году Путин пришел к власти и начал борьбу с олигархами, в 2003 году он отправил в тюрьму миллиардера Михаила Ходорковского, владельца нефтяной компании ЮКОС и самого богатого человека в России. «Намек был ясен: если даже самый богатый человек в России оказался за решеткой, то никто из олигархов не может рассчитывать на безнаказанность», — сказал инвестор. С того момента баланс сил между Путиным и олигархами изменился, и им пришлось подчиниться его воле и стать его деловыми партнерами. Браудер сравнил Путина с главой мафиозного клана, у которого есть подручные министры для выполнения разных задач, от взимания налогов с олигархов до перераспределения богатств страны в пользу своих приближенных.
Примерно месяц назад Браудер оценил личное состояние Путина в 200 миллиардов долларов, то есть, российский президент, по его мнению, самый богатый человек в мире, и у него денег почти в три раза больше, чем у Билла Гейтса, чье состояние оценивается в 80 миллиардов долларов. «Все эти деньги вложены в недвижимость, лежат на счетах в швейцарских банках, вложены в инвестиционные фонды, которыми управляют в интересах Путина и его приближенных»,- сказал он телеканалу CNN.
Профессор Карен Давиша (Karen Dawisha), автор книги «Клептократия Путина», оценила размер состояния российского президента в 40 миллиардов долларов. В интервью The Marker на прошлой неделе она усомнилась в справедливости предположений Браудера. «Я видела его данные, возможно, они точны, но источник их происхождения неясен. Я думаю, можно согласиться на 40 миллиардах долларов, это вполне достаточная сумма», — сказала она.
Недавно британское издание The Telegraph сообщило, что правительство Великобритании угрожает разоблачить финансовые секреты ближайшего окружения Путина в рамках борьбы с Россией после ее вторжения на Украину.
Браудер, внук бывшего лидера коммунистической партии США и сын математика Феликса Браудера, руководит инвестиционным фондом Hermitage Capital Management. Фонд начал инвестировать в российскую экономику в 1996 году и заработал сотни миллионов долларов. Состояние российской финансово-экономической системы в те годы, после приватизации крупных предприятий Браудер описал как «строительство дома без водопровода и электричества». По его словам, он надеялся, что в России разовьется нормальный финансовый рынок, но этого так и не произошло.
В первые годы правления Путина Браудер пользовался поддержкой президента, так как публичные высказывания инвестора по поводу коррупции в крупных компаниях, в которые он инвестировал, таких, как Газпром и Сбербанк, помогали Путину в борьбе с олигархами. Но в 2005 году Браудер попал в «черный список» Кремля. Его назвали «угрозой национальной безопасности», и к тому же запретили въезд в Россию. The Economist утверждал, что Браудера выгнали из-за опасности, которую он представлял для потока денег в «карманы коррумпированных бюрократов и их деловых партнеров». После того, как его имущество в России было заморожено, и он понес гигантские убытки, Браудер перенес деловую активность в Лондон.
Через три года был арестован адвокат Браудера Сергей Магнитский, который разоблачил мошенничество и за это был обвинен в уклонении от уплаты налогов. Он умер в тюрьме в 2009 году. Браудер утверждает, что адвоката избивали и пытали до смерти. После смерти Магнитского Браудер решил посвятить все силы борьбе с коррупцией в России и с режимом Путина. Самого Браудера заочно признали виновным в неуплате налогов на сумму 16,8 миллионов долларов и приговорили к девяти годам тюрьмы. Обращение российских властей к Интерполу с требованием ареста и выдачи Браудера было отвергнуто, так как его дело признали сфабрикованным по политическим мотивам.