История повторяется очень редко. Но это случается. Многие еще помнят, с каким презрением и ненавистью относились к Менахему Бегину до его сенсационной победы на выборах 17 мая 1977 года. Это похоже на ту кампанию ненависти к Нетаньяху, которая развернулась в СМИ в канун нынешних выборов.
Возможно, профессиональный историк скажет, что на этом и заканчивается сходство между Бегиным и Нетаньяху. Я хорошо помню многочисленные проявления ненависти к покойному Бегину, попытки уничтожить его, как личность, ликвидировать его политическую персону.
Я помню также то, что ответил на мой вопрос о победе Бегина на выборах деятель блока МААРАХ Ицхак Бен-Аарон. Было ясно, что Бен-Арон недоволен народным демократическим выбором. Многие журналисты расценили его ответ следующим образом: народ плохой, следует поменять народ.
Слава богу, после 17 марта мы не дошли до подобной степени отрицания. Победа Нетаньяху оказалась настолько однозначной, что никому в голову не пришло ее оспаривать. Однако уровень ненависти к Нетаньяху, транслируемый СМИ и социальными сетями, достиг невероятных масштабов. Это вышло далеко за рамки легитимной критики и политического соперничества. К сожалению, нет никаких шансов на то, что средства массовой информации признают свою ошибку. Можно с уверенностью утверждать, что в будущем уровень общественного доверия к СМИ значительно снизится.
Народ — не дурак. Результаты выборов свидетельствует об огромном разрыве между СМИ и потребителями их продукции. Читатели и зрители научились распознавать необходимую им информацию и отвергать тенденциозные сведения. Граждане отвергли «рекомендацию» СМИ выбрать Ицхака Герцога и отказать в доверии Биньямину Нетаньяху.
СМИ не удалось заразить общественность своей ненавистью к Нетаньяху, которая сформировалась не вчера. Пресса возненавидела Нетаньяху еще весной 1996 года, когда тот впервые стал претендентом на пост главы правительства. Эта ненависть достигла своего пика в прошлом году, когда были предприняты попытки запретить издание газеты «Исраэль ха-йом», идентифицирующей себя с премьер-министром.
И вот теперь, когда Нетаньяху сумел выстоять в схватке со всеми силами, действовавшими против него в ходе предвыборной кампании, мы ждем, что он с той же твердостью выполнит сложнейшие задачи, стоящие перед страной. Он не имеет права, особенно теперь, предать интересы своих избирателей. Он обязан решить такие важные проблемы, как жилищный кризис и дороговизна жизни. Мелкие обиды на президента США должны отойти на задний план.
Будущее правительство, по-видимому, будет опираться на правые партии, и это приведет к еще большему охлаждению отношений с Европой. Нетаньяху придется бороться против возможного бойкота и экономических санкций. Это сложная задача.