«Многим японцам промывают мозги на основе ошибочной информации». 11 марта об этом заявил находящийся с визитом в Крыму бывший премьер-министр Юкио Хатояма (68, Yukio Hatoyama), отвечая на вопросы местных СМИ, однако кому же на самом деле промыли мозги?
Г-н Хатояма вечером 9 марта прилетел в Россию. С 10 марта он три дня находился в Крыму.
Эксперт по России, профессор Университета Такусёку Кэнро Нагоси (Kenro Nagoshi) говорит следующее: «1 марта прошлого года, воспользовавшись хаосом на Украине, Россия отправила в Крым войска и взяла его под свой контроль. 16 марта был проведен референдум, а 18 марта было объявлено о вхождении Крыма в состав России. Тем не менее, в соответствии с Будапештским меморандумом 1994 года, Крым является частью украинской территории. Естественно, что ООН приняла резолюцию о том, что референдум является недействительным, что она не признает присоединение полуострова Россией. Страны G7, включая Японию, ввели антироссийские экономические санкции, поскольку не признали результаты голосования».
Тем не менее Хатояма открыто высказался вразрез с международным консенсусом: «Россия не присоединяла Крым за счет силы в одностороннем порядке. Западные страны искажают информацию».
Более того, в ходе встречи в Москве с председателем Государственной думы Сергеем Нарышкиным, который является приближенным президента Путина, он даже заявил следующее: «Экономические санкции в отношении России не имеют смысла. Они не принесут пользу».
Бездумные высказывания на этом не закончились. На пресс-конференции в Крыму 11 марта он неожиданно заявил: «Я против перемещения базы ВВС США „Футэмма“, которая находится в префектуре Окинава». Хатояма потребовал больше не создавать американские военные базы на Окинаве. Комментируя движение в Японии за лишение бывшего премьера японского паспорта, Хатояма заявил, что если это произойдет, то он готов переехать в Крым.
Хатояме надо вменить государственную измену
«Хатояму как-то назвали „инопланетянином“, но это пришлось ему по вкусу. Он даже выпускает товары в форме различных инопланетных персонажей. Хатояма уже давно ведет себя экстравагантно, однако в этот раз он зашел слишком далеко и с позиции бывшего премьера, и с позиции самостоятельного политика. Сейчас он критикует американские военные базы на Окинаве, однако сам, будучи премьером, заявил о том, что, по крайней мере, их следует строить в другой префектуре. Неужели он забыл о том, что только усугубил проблему?». Такое мнение высказал источник в политических кругах.
Министерство внутренних дел США высказало глубокое разочарование действиями Хатоямы. Разозлили высказывания бывшего премьера и Юкио Эдано (Yukio Edano), председателя демократической партии, выходцем из которой и является Хатояма. Юкио Эдано заявил, что действия экс-премьера наносят урон Японии, и их даже не стоит комментировать.
Почетный профессор Киотского университета Тэрумаса Наканиси (Terumasa Nakanishi) жестко раскритиковал поступок Хатоямы: «Японцы обсуждают этот инцидент так, будто дело касается какой-то второсортной звезды шоу-бизнеса, однако я думаю, что это пошатнет основы японской дипломатии. То, что раньше Хатояма занимал пост премьер-министра, означает, что он, независимо от его личных качеств, представляет Японию на международной арене. Другими словами, из-за его слов Япония превратится в двуличное государство. Эти действия подпадают под государственную измену, статьи о которой нет в Японии, но есть в развитых странах».
В Крыму Хатояму сопровождали четыре человека. Первые два — секретарь Дайсукэ Хага (Daisuke Haga), который работает с ним с парламентских времен, и главный редактор журнала Insider Хадзимэ Такано (Hajime Takano). Двое других вызвали удивление. Это президент правой японской общественной организации «Иссуйкай» Мицухиро Кимура (Mitsuhiro Kimura) и директор по внешним связям исследовательского института Smart Japan Такахиса Икэда (Takahisa Ikeda). Г-н Кимура часто посещает российское посольство, водит дружбу с российскими сотрудниками, в общем испытывает серьезный интерес к России. Г-н Икэда давно дружит с Кимурой. Он был участником правого движения, возглавлял политическую организацию «Союз закона и политики», созданную Дайкаку Тёдоин (Daikaku Chodoin). В 2000 году он принял участие в парламентских выборах, однако не набрал необходимого количества голосов. После этого неоднократно выставлял свою кандидатуру на выборы, однако успеха не добился. В последние годы работал первым секретарем экс-главы Комитета национальной безопансости Хитоси Мацубара (Hitoshi Matsubara) из Демократической партии.
Г-н Кимура рассказал следующее: «Хатояма часто давал интервью нашей газете по поводу островов Сенкаку. Мы часто обменивались с ним мнениями. В июле прошлого года он принял участие в форуме „Иссуйкай“. Через месяц я отправился в Крым в качестве главы делегации „Иссуйкай“. Тогда Икэда взял с собой личное письмо от г-на Хатояма. В ответ на это письмо Хатояма получил приглашение посетить Крым, поэтому я посоветовал Хатояме воспользоваться этим шансом. Он согласился. Я оплатил транспортные расходы! Не Хатояма. В Крыму нас принимали не в качестве VIP-персон. В гостинице были кровати, похожие на те, на которых спали советские солдаты. Хатояму критикуют за безответственное поведение, однако это неправильно. Он пошел на риск, а этого никто не делает. Он обладает мужеством. Это надо уважать!»
Вот что говорит о визите Хатоямы писатель и бывший дипломат Масару Сато (Masaru Sato): «Его поступок является предумышленным преступлением. Независимо от того, соответствует ли это интересам Японии или нет, он сделал это осознанно. Возможно, он затаил злобу на США, когда лишился власти. Разыгрывая российскую карту, Хатояма действовал как политик, который хочет добить ослабленную администрацию Обамы».
Хатояма стал знаменосцем Путина
«При этом на японском МИД также лежит большая ответственность, поскольку оно не отнеслось к г-ну Хатояма со всей серьезностью. Люди, работавшие главами страны, знают государственные секреты, поэтому необходимо заботиться о таких персонах. Тем не менее российское посольство в Токио получило полный контроль над Хатоямой, в результате чего он стал знаменосцем Путина», — продолжает Масару Сато.
13 марта все, кроме г-на Кимура, вылетели в Японию из аэропорта «Шереметьево». Кимура отправился в Иорданию на переговоры по поводу возврата в Японию тела журналиста Кэндзи Гото (Kenji Goto), казненного «Исламским государством».
14 марта я набросился на Хатояму в аэропорту «Нарита»:
— Ваш поступок критикуют, что вы можете сказать по этому поводу?
— ...
Он не ответил на мой вопрос и с улыбкой на лице покинул аэропорт в черной машине.
15 марта он провел дома в Токио, в фешенебельном квартале Дэнэнтёфу. Однако в 11 утра туда подъехал агитационный автомобиль ультраправых сил и начал там протестную деятельность. Вслед за ним приехали четыре полицейских автомобиля с 15 стражами порядка, в результате чего в обычно спокойном районе стало довольно тревожно.
Ацуюки Сасса (Atsuyuki Sassa), работавший главой полицейского управления, говорит следующее: «Г-н Хатояма использует должность в своих целях и ведет дипломатическую деятельность, которая наносит вред Японии. Он как минимум стал пособником России. Поэтому полиция должна снять с него охрану, которую мы предоставляли ему как бывшему премьер-министру. Полицейским следует вести за ним наблюдение. Кроме того, парламент должен принять резолюцию о том, что Хатояма не должен использовать свое прошлое звание, и уведомить все страны о том, что японское правительство не признает его в качестве бывшего премьера».
Юкио Хатояма в очередной раз погрузил Японию в хаос благодаря своей своенравной дипломатии. Его переезд в Крым способен доставить лишь неприятности местным жителям, поэтому я хотел бы, чтобы он вернулся на ту планету, откуда и прилетел.