Тема, которая отсутствовала в повестке дня переговоров советника по национальной безопасности Индии Аджита Довала и его китайского коллеги, члена Госсовета КНР Ян Цзечи (Ajit Doval, Yang Jiechi, спецпредставители по индийско-китайскому пограничному вопросу), но которая лежит в основе отношений двух стран, касается будущего института Далай-ламы после кончины тибетского лидера. По завершении встречи двух спецпредставителей агентство «Синьхуа» ранее на этой неделе сообщило: «Индия и Китай договорились надлежащим образом урегулировать и контролировать споры и совместными усилиями обеспечивать мир и спокойствие в приграничных районах до разрешения вопроса о границе».
Тем не менее о Далай-ламе не было сказано ни слова. На прошедшей недавно в Пекине очередной сессии Всекитайского собрания народных представителей 12-го созыва все было иначе. Тогда на пресс-конференции самый высокопоставленный тибетский чиновник, Падма Чолин (Padma Choling), возразил ранее сделанному заявлению Далай-ламы, сказав, что «его традиционная религиозная роль должна утратить свое значение вместе с его смертью».
Падма Чолин, председатель Собрания народных представителей Тибетского автономного района (ТАР), вызвал оживление в зале, заявив, что «не Далай-ламе решать (вопрос о своей собственной реинкарнации)». Он добавил, что процесс «должен следовать строгим историческим правилам... и получить одобрение центрального правительства». По утверждению Пекина, Коммунистическая партия Китая сама решит, кто станет следующим Далай-ламой. Каким же образом компартия будет подбирать его?
Об этом нетрудно догадаться, если прочесть книгу «Выжить в когтях у дракона: рассказ тибетского ламы о сорока годах под китайским владычеством», написанную живущим сейчас в изгнании в США тибетским ламой, который участвовал в грандиозной шумихе, связанной с «выборами» нового Панчен-ламы в 1995 году. До бегства из Китая лама Арджа Ринпоче (Arjia Rinpoche) был настоятелем монастыря Кумбум в современной провинции Цинхай.
Вскоре после того, как десятый Панчен-лама Чокьи Гьялцен (Choekyi Gyaltsen) скончался при таинственных обстоятельствах во время поездки в Тибет, китайское правительство организовало «поисковую команду» под руководством Гьяяка Ринпоче (Gyayak Rinpoche), духовного наставника Панчен-ламы. Чадрел Ринпоче (Chadrel Rinpoche), настоятель монастыря Панчен-ламы Ташилунпо, и Арджа Ринпоче были выделены в помощь старому ламе. Арджа вспоминает: «Китайские власти доверили Чадрелу Ринпоче исполнить их указание».
Однако вскоре после смерти Гьяяка сценарий поменялся. Пекин обнаружил, что Чадрел Ринпоче втайне контактировал с Далай-ламой в Индии по поводу поиска «консенсусной» кандидатуры. В начале ноября 1995 года события ускорились, и в Пекине созвали экстренное совещание для «прояснения» позиции компартии по данному вопросу.
Как рассказывает бывший наставник монастыря Кумбум: «Именно тогда я узнал об аресте Чадрела Ринпоче..., а потом нас засыпали заявлениями в духе “мы не должны позволить сепаратисткой клике Далай-ламы вмешиваться в ход церемонии жеребьёвки в Золотой вазе”. Несмотря на то, что принятое решение не было закреплено на бумаге, все было ясно: Его Святейшество Далай-лама не будет участвовать в избирательном процессе, а методом выбора будет Золотая ваза». На следующий день состоялось еще одно совещание, в котором приняли участие настоятель монастыря Лабранг Джамьянг Шэпа (Jamyang Zhépa), лама из Тибетского автономного района Буми Ринпоче (Bumi Rinpoche) и Арджа. На нем также присутствовал секретарь парткома провинции Цинхай. У ринпоче [высших лам] не оставалось иного выбора, кроме как подчиниться решению Пекина. «Встреча прошла быстро и эффективно. В тот же день центральное телевидение транслировало ее по всему Китаю и миру», — сказал Арджа Ринпоче.
Вскоре после этого была созвана очередная встреча — «для определения реинкарнации Панчен-ламы посредством церемонии жеребьевки в Золотой вазе». Она должна была состояться в храме Джоканг в Лхасе: «Мы приземлились в аэропорту Гонггар в Лхасе, строго охраняемом солдатами Народно-освободительной армии Китая и вооруженными полицейскими... Солдаты выстроились по всему пути следования для обеспечения нашей защиты». Представители компартии заявили ринпоче: если сепаратистская клика (то есть последователи Далай-ламы) предпримет попытку каким-либо образом нарушить церемонию (жеребьевки в Золотой вазе), то вас защитят ... а если кто-либо из вас поддержит такую попытку или примет в ней участие, вы будете жестоко наказаны. Послание было четким и ясным.
Церемония состоялась 29 ноября 1995 года в два пополуночи в Джоканге: «Хотя ночь была темная, на пустынных улицах опять мы могли видеть одетых в тяжелые бронежилеты солдат через каждые несколько шагов... мы видели тайных агентов полиции в гражданском, стоявших на каждом углу и в каждой тени». Арджа Ринпоче продолжает рассказ о драматическом событии: «Перед статуей Будды Шакьямуни стоял широкий стол, покрытый желтой шелковой тканью. На нем стояла только золотая ваза высотой около 50 сантиметров. Вокруг нее восседали высокопоставленные чиновники».
Присутствовали член Госсовета КНР Ло Ган (Luo Gang, позже стал членом постоянного комитета Политбюро) и Гьялцен Норбу (Gyaltsen Norbu, тогда занимал пост главы Тибетского автономного района). Затем началась церемония: «Внутри золотой вазы лежала маленькая коробочка с тремя сделанными из слоновой кости жребиями с темными свитками, с гравировкой на одной стороне. Имена трех кандидатов были написаны на трех отдельных бумажках и приклеены к брускам из слоновой кости... Три жребия из слоновой кости были помещены в Золотую Вазу».
Буми Ринпоче, назначенный Пекином Ганден Трипа (должность духовного лидера, держатель трона секты жёлтошапошников), вытащил жребий. Отправление «коммунистического религиозного обряда» прошло очень быстро: Буми вручил жёлтый мешочек Ло Гану для засвидетельствования, а последний передал его главе ТАР. «Избранного» кандидата звали Гьялцен Норбу, то есть так же, как и главу района: «Гьялцен Норбу выбрал Гьялцена Норбу. Правительство избрало само себя в качестве Панчен-ламы», — шутили люди. Но представление не закончилось. Прочитав дальше, вы поймете, как может быть подобран следующий Далай-лама.
После интронизации Гьялцен Норбу в монастыре Ташилунпо, Арджа Ринпоче самолетом возвращался в Пекин. Его и Джамьянга Шэпу пригласили в личный отсек самолета министр центрального правительства Ли Теин (Li Tieying) и Е Сяовэнь (Ye Xiaowen), директор Бюро по религиозным делам в Пекине. «Оба выглядели весьма довольными собой. Ли Теин поставил это событие в ряд с важнейшими моментами в истории Китая».
Затем Е Сяовэнь открыл шокирующий секрет: «Когда мы определились со своим выбором, ничего нельзя было пускать на самотек. Мы подложили немного хлопка под нижнюю часть одного из брусков из слоновой кости в шелковом мешочке, и он стал выше остальных, чтобы мы смогли выбрать правильного кандидата». А Гедун Чокьи Ньима (Gedun Choekyi Nyima), избранный Далай-ламой в качестве Панчен-ламы, двадцать лет спустя все еще сидит под домашним арестом где-то в Китае.
Если Пекину позволят так действовать, то нет сомнений, что выборы следующего Далай-ламы пройдут таким же образом.
Клод Арпи — видный французский журналист, историк, специалист по индийско-китайским отношениям, автор книги по тибетскому вопросу.