Россия всерьез обеспокоена дипломатической изоляцией, в которой она оказалась после аннексии Крыма и гибридной войны на Украине. Поэтому сейчас она пытается всплыть на поднявшейся после выборов в Европарламент волне ксенофобии и евроскептицизма и привлечь на свою сторону правые и ультраправые партии, которые могли бы помочь ей защитить свои интересы.
22 марта 150 делегатов от европейских ультраправых или даже откровенно неонацистских партий (вроде греческой «Хриси Авги», итальянской «Новой силы» и Австрийской партии свободы) собрались в Санкт-Петербурге на первом Международном русском консервативном форуме.
Прошедшее в гостинице Holiday inn мероприятие было неофициальным: его организатором выступил российский культурный центр. Только вот на самом деле за этой организацией стоит партия «Родина», одним из основателей которой является не кто иной, как вице-премьер Дмитрий Рогозин.
Кроме того, организаторы получили благословление Кремля: об этом говорит размещенная на их странице в Facebook фраза Владимира Путина, которую тот произнес на заседании клуба «Валдай» в 2013 году (она проливает свет на новую направленность российской политики во внутреннем и внешнем плане):
«Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность: национальная, культурная, религиозная и даже половая».
Новый Коминтерн
Встречу открыл глава Русского национального культурного центра Юрий Любомирский. После небольшого вступления, в котором он объяснил, как либералы со своей попустительской политикой разрушают европейскую цивилизацию, он призвал сформировать панъевропейское движение (новый интернационал) для защиты суверенитета народов и традиционных ценностей: «Мы хотим национального освобождения Европы, которая оказалась под властью американцев вопреки воле народов».
Эти тезисы развил Павел Бирюков из представительства «Родины» в северной столице (именно он рассылал приглашения): «Наш форум закладывает первый камень в фундамент нового мирового порядка, построить который — наша главная цель. Нужна новая революция, чтобы отстоять интересы народов, ограбленных сотней семей, которые превратили нашу планету в плантацию».
Кроме того, в ответ многим недовольным, которые были поражены проведением неонацистского форума незадолго до празднований семидесятилетия победы союзников над нацистской Германией в одном из наиболее пострадавших во время конфликта городов, он обвинил либералов в том, что те ведут двойную игру: «Это они пожимают руки представителям украинской хунты, которые погубили тысячи людей на востоке. На этом форуме собираются люди доброй воли, которые хотят построить новые международные институты на замену подконтрольным американцам ООН и ОБСЕ».
Защита российских интересов
Тем не менее за этой риторикой с псевдоголлистскими нотками скрываются куда более приземленные интересы.
Как отмечает газета «Коммерсант», Россия делает ставку на усиление европейских ультраправых и рассматривает их как естественного союзника.
«Мы хотим создать движение для защиты традиционных ценностей, продвижения интересов России в Европе и снятия санкций, которые тяжелым грузом висят на российской экономике», — заявил Юрий Любомирский.
Как отмечает специалист Института Европы Александр Камин, прошедший форум может позволить России расширить влияние в Европе: «Это мягкая сила, и нам удалось много добиться с Марин Ле Пен, одной из французских лидеров, которая поддерживает позицию России».
Кроме того, речь идет о том, чтобы обыграть украинских националистов: «Ни для кого не секрет, что на фоне кризиса, проблем с иммиграцией и террористической угрозы национализм становится все популярнее в Европе. Это идеальное поле битвы». К тому же, «украинским националистам уже удалось заручиться серьезной поддержкой среди европейских правых».
Однако, по мнению главы аналитического центра «СОВА» Александра Верховского, нынешняя российская политика, которая заключается в подрыве европейского единства всеми возможными средствами, обречена на провал, так как хотя ультраправые партии и обладают определенным влиянием, они пока еще находятся на задворках политической сцены.