Великие политико-исторические хищники, тираны, безумные диктаторы, фанатичные пророки, бескрайние империалисты — никто из них даже не пытался скрыть свои карты. Да и зачем бы им это? Ведь их священная миссия, которая пьянит их подобно крепчайшему эликсиру, кажется им совершенно необходимой, спасительной для всего человечества. Для них она — искупление для миллионов людей, противовес низкому, грязному, упадочному миру, который они стремятся образумить, очистить, излечить, выжечь заразу каленым железом и вообще уничтожить все лишнее (в зависимости от аппетитов и масштабов их высокомерия). Если вы не питаете иллюзий (в этом-то и вся проблема) насчет разливаемого ими повсюду моря дурманящих слов и видите сквозь их бумажный занавес, которым они пытаются выиграть время, достаточно лишь внимательно послушать их, чтобы понять конечные и военные цели, то, чего стоит ждать совсем скоро. Ждать и, если вам хватить ясности ума, то и подготовиться. Но это уже совсем другая история...
Именно таким анализом и расшифровкой тоталитарной риторики (причем с пробуждающим интерес упорством и дотошностью) занимается философ Мишель Эльчатинофф (Michel Eltchaninoff) в познавательной книге «В голове Владимира Путина». Подобное название, кстати говоря, подходит ей не лучшим образом, потому что автор не занимается психоанализом, а подробно разбирает выступления президента России, чтобы раскрыть путинскую идеологию и направление мысли всех идеологов, которые становились идейной опорой российского лидера. Стоит ли говорить, что от нарисованной им картины кровь стынет в жилах? Из этого путешествия по путинскому дискурсу следует, что тот шаг за шагом реализует на военно-политической сцене реакционную смесь пожеланий, интерпретаций, лозунгов, восприятий и геополитических бредней своих славянофильских, панславянских, консервативных (одержимые гомофобы, православные ультрас, теософы-мистики), великорусских и евразийских наставников (а также всех прочих цивилизационных теоретиков особого Русского пути, то есть суверенного права России русифицировать окрестные народы). Все это — пропагандисты, которые ведут открытую войну против Запада и демократических принципов, не признают права за народами (это лишь антироссийские махинации!) и духа свободы (корень всех зол). После прихода к власти кремлевского фанфарона происходит возрождение прошлого (коммунистического, ясное дело) и разгорается череда агрессий и аннексий: Чечня, Абхазия, Южная Осетия... Это было вчера. Сегодня: Приднестровье, Крым и Донбасс. А что завтра? Прибалтика?
Прагматик, мастер реальной политики, гроссмейстер, беспристрастный политик, искатель приключений... Все это — Владимир Путин? Нет, скорее уж движитель чужой разнонаправленной идеологии, храбрый витязь загадочной русской души, строитель империи добра.
Если не считать призыва «мочить в сортирах» чеченцев без суда и следствия, свое правление в 2000 году Путин открыл провозглашением мира. Он говорил, что европейская Россия (в лучших традициях Петра Великого и Екатерины II) должна присоседиться к семье либеральных демократий. Эта прозападная риторика дошла даже до прославления Канта, который «был категорически против решения любых межгосударственных споров путем войны». К тому же, «мы никогда никакой регион мира не объявляли зоной своих национальных интересов» (не нужно быть знатоком фрейдовского отрицания, чтобы понять, что на самом деле все совершенно иначе).
Затем нашим глазам предстает череда восставших с того света нежданных и опасных призраков. Это Иван Ильин, гегельянец, живший у нацистов до 1938 года. «Русский Ницше» Константин Леонтьев и его блеклый современник, превратившийся в монаха Дон Жуан Николай Данилевский, официальный славянофил путинизма («Борьба с Западом — единственное спасительное средство для излечения наших русских культурных недугов»). Бард Александр Дугин, основавший национал-большевистскую партию вместе с Эдуардом Лимоновым, перемешивая в одно фашиствующее евразийство, язычество, оккультизм и мессианство. Лев Гумилев (1912-1992) со своей великой степной культурой, изобретатель пассионарности (то есть внутренней энергии каждой нации), поборник генетического превосходства русского человека и войны цивилизаций.
К этой тошнотворной идеологической мешанине, которую Путин превратил в свой хлеб насущный, нужно добавить и Солженицына за его враждебность к Просвещению и либеральному Западу, защиту аграрного коммунитаризма и экологического пассеизма, а также духовных корней Святой Руси. Стоит вспомнить и про Достоевского с «Бесами» и «Дневником писателя», противником петербургской интеллигенции и пророком универсализма и миссии России. Вспоминает Путин и о «Философии неравенства» Бердяева (умер в 1948 году), которую тот писал в 1918 году в ответ на октябрьскую революцию.
Мишель Эльчатинофф выступает в роли санитара. Ни один политик и увенчанный лаврами дипломат не сможет оправдаться незнанием этих слов, которые (одни из множества других) прозвучали в Киеве в июле 2013 года: «Киевская Русь началась как основа будущего огромного Российского государства. У нас общая традиция, общая ментальность, общая история, общая культура. У нас очень близкие языки. В этом смысле, я еще раз хочу повторить, мы один народ». Имеющий уши да услышит. Так был подведен итог трех столетий силовой русификации: украинцы — русские. А девять месяцев спустя российские танки перешли границу и вторглись на восток Украины.