В канун праздника Пасхи мы хотели бы рассказать о благотворительном проекте, который реализуется в Чешской Республике уже более двух десятилетий. Речь пойдет о спонсорской программе «Заочное усыновление», благодаря которой свой шанс в этой жизни получило множество детей.
В студию Радио Прага пришла Ярмила Ломозова из благотворительной организации Arcidiecézní charita Praha.
32 тысячи детей получили шанс выучиться и стать самостоятельными
Сначала напомним немного об истории программы «Заочное усыновление». Под отличающимися названиями она реализуется практически во всем мире.
— История этой программы началась после окончания Второй мировой войны. Традиционное ее название — «Детский спонсоринг». К продвижению программы подключено множество государств как в Америке, так и в Европе. На сегодняшний день программа объединяет уже миллионы людей. В Чешской Республике первой организацией, перенявшей концепцию поддержки получения образования детьми, стала именно Arcidiecézní charita Praha. В 1993 году мы установили контакты с первым индийским партнером и начали помогать детям из наиболее бедных индийских семей.
В Чехии идею программы «Заочного усыновления» подхватили и продолжают реализовывать множество благотворительных организаций. Однако у вашей организации, вероятно, самый широкий круг охвата. В списке организации Arcidiecézní charita Praha — самое большое количество стран, в которые отправляется собранная финансовая помощь.
— «В первую очередь мы работаем в Африке — в Уганде, Демократической Республике Конго, Замбии. Большой проект осуществляется, как я уже сказала, в Индии. Европейский вариант «Заочного усыновления» реализуется в Беларуси. На сегодняшний день наш проект охватил уже более 32 тысяч детей. За это мы благодарим всех наших дарителей, перечисляющих финансовые средства на образование детей».
— Сколько же их?
— Примерно столько же, сколько и опекаемых ребятишек. Некоторые жертвователи помогают сразу нескольким детям, но есть и варианты, когда спонсоры объединяются, чтобы финансировать образование одного заочно усыновленного ребенка.
Подключиться могут отдельные люди и целые коллективы
Например, есть варианты, когда одного африканского или индийского школяра финансово поддерживает целый чешский школьный класс или же группа учащихся гимназии.
— Как проект заочного усыновления работает на практике?
— Усыновление в данномслучае — лишь символическое. Наша программа, по сути, является традиционным проектом развития. Помощь оказывается конкретным детям, а также, что важно подчеркнуть, их семьям и всему окружению, целым группам людей. Мы оказываем помощь в конкретном месте, где тот или иной ребенок живет. Именно там работают социальные работники наших партнерских организаций, предоставляющие разноплановую помощь. На первом месте, естественно, образование. Цель заключается в том, чтобы подопечные дети прошли полный курс школьной программы, потом, если получится, перешли на средний уровень образования, овладели профессией, а потом можно задуматься и о вузе. Помощь оказывается и родителям, например, при трудоустройстве или при овладении ремеслом. Помогаем мы родителям наших подопечных детей научиться и экономить средства, справляться с финансовым планированием. Программа помощи весьма широка.
— Встречаются когда-либо заочные усыновители со своими подопечными ребятишками?
— В большинстве случаев общение остается действительно заочным. Дети и их опекуны лишь переписываются. Обычно речь идет о двух письмах в год, в чем мы также помогаем. Однако в случае проекта, реализуемого в Беларуси, дети и их заочные усыновители могут видеться, причем периодически. Каждый год мы организуем каникулы белорусских детей в Чешской Республике. Сейчас, например, мы в июне ожидаем приезда группы из 40 белорусских детей.
— А почему в случае с африканскими или индийскими детьми, как Вы подчеркнули, общение остается лишь заочным?
— В данном случае мы не рекомендуем встречи ребят с их заочными опекунами по одной простой причине — из-за колоссального различия в культурах и менталитете. У детей могут возникнуть абсолютно нереальные ожидания по отношению к своим европейским опекунам, так как они, и я это подчеркиваю, воспринимают их как весьма-весьма богатых людей. Смысл данного проекта в том, чтобы ребенок и его настоящие родители, а также все окружение в будущем стали самостоятельными, независимыми от посторонней помощи. Мы стараемся установить и соблюдать абсолютно ясные правила. Мы хотим, чтобы дети понимали, что наша помощь заключается именно в предоставлении им шанса получить образование. Остальное уже зависит от них самих.
Оказание помощи в рамках программы «Заочное усыновление» безоговорочно обусловлено процессом получения образования.
— Вернусь еще раз к детям из Белоруссии, которые также включены в программу «Заочного усыновления». Кого вы чаще всего выбираете для оказания помощи в Белоруссии?
— В Белоруссии в большинстве случаев мы помогаем детям, живущим в деревнях и происходящим из социально слабых семей. Весьма часто речь идет о семьях, где есть инвалиды — ребенок или кто-то из взрослых. Речь может идти и об актуальной тяжелой болезни одного из домочадцев. Подбирать детей для программы поддержки нам всегда помогают местные партнерские благотворительные организации».
«Усынови» больничное место
Программа заочного финансового опекунства, которую реализует организация Arcidiecézní charita Praha, распространяется не только на детей из социально слабых семей. Заочно «усыновить» можно, например, и койко-место в больнице. В Уганде работает больница, которую полностью финансирует чешская благотворительная организация Arcidiecézní charita Praha.
— Например, спонсоры могут перечислить средства на оплату недельного или месячного пребывания ребенка в детском отделении интенсивной медицинской помощи. Это прямая поддержка деревенских жителей бедных стран, у которых нет иной возможности получить качественное медицинское обслуживание.
Более двух десятилетий Arcidiecézní charita Praha осуществляет проект «Заочное усыновление», дающий детям и молодым людям из социально слабых слоев населения мира шанс на получение образования и профессии.
«Я хочу поблагодарить всех жертвователей, подключившихся, как ранее, так и ныне, к реализации этого проекта. Это большое дело, которое совместно осуществляют тысячи людей. Чешскому народу в данном случае есть чем гордиться. Их помощь изменила жизнь большого количества детей и молодежи», — подчеркивает Ярмила Ломозова, представитель организации Arcidiecézní charita Praha.