«Анонимный интернационал» выложил в открытый доступ СМС-переписку замглавы Управления внутренней политики администрации президента Тимура Прокопенко. Ранее хакеры опубликовали его переписку.
В России сайт «Интернационала» b0ltai. org был в июле прошлого года заблокирован Роскомнадзором, однако изложение 40 тысяч сообщений из телефона Прокопенко можно найти на общедоступных ресурсах — в частности на сайтах Йод, Meduza и Insider. Цикл публикаций «Инсайдера» озаглавлен «Современная история российской политики, рассказанная в СМС». Это не преувеличение: из переписки Прокопенко можно почерпнуть сведения о подоплеке политических скандалов и перестановок в СМИ, а также о манипуляции информацией, сотрудничестве Кремля с депутатами Думы, руководством Роскомнадзора, журналистами и деятелями культуры. Особый интерес представляют СМС, которыми Прокопенко обменивался с Михаилом Галустяном. Популярный юморист, как следует из обнародованных «Анонимным интернационалом» сообщений, публиковал в своем блоге тексты о войне на Украине, участвовал в презентации футболок с Путиным, а за лояльность просил у кремлевского чиновника звание заслуженного артиста России. Еще одна любопытная история связана с актером Микки Рурком, получившим щедрое вознаграждение за появление в футболке с изображением Путина, которого собеседник кремлевского чиновника Арам Ашотович (имя и отчество главы LifeNews и «Известий» А. А. Габрелянова) подобострастно именует Папой.
Среди других сюжетов: переписка с заместителем руководителя Роскомнадзора Максимом Ксензовым о фальшивом интервью астролога Павла Глобы, дискуссия о возможной блокировке сайта Би-би-си (не заблокировали, испугавшись ответных санкций в отношении Russia Today), волнения в связи с появлением сайта «Путин умер», раздутый скандал из-за опроса телеканала «Дождь» о блокаде, согласование гостей телепередачи Владимира Соловьева, инструкции известным тележурналистам и руководителям интернет-изданий.
Карьера Тимура Прокопенко головокружительна. Ему 34 года, он сын генерала КГБ, работал в ИТАР-ТАСС, в 2010-2012 годах руководил «Молодой гвардией «Единой России». В декабре 2011 года стал депутатом Госдумы, но полномочия сложил досрочно, перейдя на работу в АП. По мнению РБК, появление в открытом доступе писем и СМС помешало Прокопенко возглавить Управление внутренней политики вместо ушедшего в отставку в марте 2015 года Олега Морозова. Многие комментаторы приходят к выводу, что заявивший о себе в 2013 году «Анонимный интернационал» публикует компромат на чиновников (таких публикаций уже более 70) в интересах одной из кремлевских группировок.
Политик Леонид Волков, изучивший переписку Прокопенко, обращает внимание на то, как администрация президента боролась с Координационным советом российской оппозиции, организовывала кампанию против Алексея Навального и его соратников. В частности, выяснились некоторые подробности удивительного уголовного дела, возбужденного в связи с «похищением» картины «Плохой и хороший человек» владимирского художника Сергея Сотова. Сотрудник Фонда борьбы с коррупцией Георгий Албуров, которого сейчас судят во Владимире за «кражу» картины, висевшей на заборе, написал в твиттере: «Все ждали, когда у нас свой Уотергейт будет. Вот он, пришел». Однако в интервью Радио Свобода Албуров сказал, что, хотя переписка Прокопенко ошеломляет даже людей, неплохо знающих кремлевскую кухню, российского Уотергейта не будет:
— В нормальной стране, где есть нормальное правосудие, нормальные выборы, публикация этой переписки вызвала бы грандиозный многолетний политический скандал, а сейчас в России это просто обсуждается в блогах. Но ведь там на самом деле десятки преступлений. Мы видим, как они давят на СМИ, как они вводят цензуру, как они влияют на репутационную политику, как они снимают с показа ролики, которые призывают людей приходить на оппозиционные митинги. Это что-то совершенно фантастическое. Потому что эти люди реально бездельники, которые 95% своего времени тратят на то, чтобы замусорить «Твиттер» картинками про Навального и сорвать очередной оппозиционный марш. Эти люди у нас называются властью и живут за счет наших с вами налогов. Это возмутительно, и это содержит десятки составов преступлений.
— Ваше имя тоже там упоминается. Вы согласитесь с выводами «Инсайдера» о том, что возможная причина возбуждения уголовного дела против вас — это ваш твит о том, что депутат Ирина Яровая — «наркоман дня»?
— Это удивительно. На самом деле это был совершенно проходной твит, который придумался за две секунды и за следующие две секунды был опубликован и забыт еще через две секунды. Как оказалось, в администрации президента он вызвал бурную дискуссию, Яровой показывали этот твит, каким-то юристам, высшие чиновники из Управления внутренней политики его обсуждали. Это как раз к вопросу о том, чем занимаются эти люди, на что они тратят наши налоги. Что касается причин возбуждения моего уголовного дела, то это, конечно, тоже сказалось, но основным было, естественно, расследование по кооперативу «Сосны». Это тот кооператив, где живут Вячеслав Володин, Сергей Неверов и несколько других крупных функционеров из «Единой России». Как раз эта история послужила еще и поводом для гонений на телеканал «Дождь», когда его выгоняли с кабельных каналов. Я абсолютно уверен в том, что это расследование и реакция администрации президента и очень болезненная реакция Вячеслава Володина и Сергея Неверова на эти публикации, послужили причиной возбуждения моего уголовного дела. К сожалению, в переписке, которая опубликована, отсутствуют многие моменты, в частности, реакция администрации президента на эту публикацию. Но то, что мы видели по другим источникам и по косвенным признакам, — это было совершенное торнадо внутри администрации президента.
— А вы продолжаете расследование по кооперативу «Сосны»?
— Расследование было очень простое. Расследование про то, где живут эти чиновники, как они покупали эту землю и кому эта земля принадлежит. Оно было опубликовано в ноябре 2013 года, а летом 2014-го, благодаря тому же «Анонимному интернационалу», мы узнали, что эти чиновники «Единой России» купили суперэлитную землю, которая стоит десятки тысяч долларов за сотку, по тысяче рублей за сотку. Это очевидно имеет коррупционный характер и является такой формой взятки. Мы это опубликовали. И сейчас все, что мы хотели знать про кооператив «Сосны», мы узнали: кому это принадлежит, как это оформлялось, по сколько это покупалось. Пока это расследование носит характер завершенного и успешного. Но мы не сомневаемся, что со временем будут обнародованы новые факты и расследование будет дополняться и развиваться.
— А каким расследованием вы сейчас занимаетесь?
— Две недели назад мы опубликовали информацию о трех кипрских офшорах сенатора Вячеслава Фетисова. Что интересно, он сам принял закон, по которому за владение иностранными компаниями и офшорами он должен покидать свой пост. Спикер Совета Федерации, бывший губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко отреагировала на эту публикацию, сказала, что да, специальная комиссия это все рассмотрит. Но вообще Вячеслава Александровича обманули партнеры, которым он вроде как передал эти три офшора, а они ничего не оформили, что, конечно, является очевидным бредом, потому что переоформлением офшоров должен заниматься хозяин, а не тот, кто их получает. Никаких следов о том, что Фетисов эти офшоры передавал или начинал передавать, нет. Поэтому мы, конечно, будем настаивать на немедленном снятии с должности Вячеслава Фетисова, направили в прокуратуру, Следственный комитет, Администрацию президента, Совет Федерации соответствующие запросы и будем ждать, когда их рассмотрят. Через некоторое время, через неделю-две в Совете Федерации состоится комиссия, которая как раз будет исследовать материалы, которые мы предоставили.
— Существует много версий, кто стоит за «Анонимным интернационалом», и одна из самых популярных — что это аппаратная борьба внутри администрации президента или правительства: чиновники подсиживают друг друга и выкладывают компромат. Что вы думаете?
— Мне, конечно, самому интересно, кто этим занимается, но у меня нет никакой информации. Вполне вероятно, как вы говорите, что это внутренние интриги. Но если жаба с гадюкой дерутся под ковром, из этого ковра вываливаются прекрасные документы, которые мы можем использовать в своих расследованиях, то мы только рады этому. Пусть другая сторона что-то опубликует, и мы тоже будем это использовать. Что бы там ни произошло, мы всегда будем в плюсе и всегда будем получать новые документы, и нам это нравится. Будем надеяться, что там у них все так же будет продолжаться совсем плохо, — сказал Радио Свобода Георгий Албуров.
Опубликованные «Анонимным интернационалом» СМС Прокопенко проливают свет и на еще одну громкую историю: организацию травли блогера Рустема Адагамова. The Insider отмечает, что одним из собеседников чиновника была председатель «Союза добровольцев России» Яна Лантратова. Сенсационные заявления для кампании против Адагамова обеспечила Ирина Бергсет, автор заявлений про «изнасилованных мальчиков в костюме Путина» и «уроки инцеста» в Норвегии. Рустем Адагамов сказал Радио Свобода, что в общих чертах уже знал о том, как была организована эта кампания.
— В той части, которая касается меня, ничего нового не было. Потому что я и раньше знал, когда это все началось, что в этом активное участие принимала Яна Лантратова. Но мне было интересно посмотреть, как Прокопенко работал с информационными агентствами. Забавно видеть, как все наши крупнейшие информационные агентства фактически на поводке у этого мальчика, бывшего руководителя «Молодой гвардии». Очень грустно, даже противно наблюдать, как этот молодой человек управляет средствами массовой информации в России. Вот это, наверное, самое удивительное. Система работы со СМИ, с журналистами вызывает даже не удивление, а гадостное чувство. Это типичное поведение организованной преступной группы. У них на вооружении практически все средства массовой информации, информационные агентства, телевидение, свои депутаты, через которых идут вбросы. На них работают МВД, ФСБ, Следственный комитет. Они могут делать что угодно. На это смотреть тяжело.
— При этом поражает их мелочность, то, что они реагируют на какие-то твиты, картинки, то есть ведут себя не как хозяева положения, а как маленькие блогеры.
— Информационное поле должно быть зачищено, как у хорошего плотника, чтобы ни сучка не было, ни задоринки. Поэтому такая реакция на любые мелочи, потому что они могут вызвать неудовольствие у начальника, как они его называют, у Папы. Такая мафиозная терминология — Папа. Просто удивительно. Мы люди взрослые, все прекрасно понимаем, но когда с этим сталкиваешься наяву и понимаешь, кто руководит страной, кто руководит политикой, уровень этого когда видишь, оторопь берет. Чудовищно это все.
— Тем не менее, появилась странная сила, которая разоблачает этих людей, «Анонимный интернационал». Это интрига в администрации президента или сторонники оппозиции этим занимаются?
— Я практически уверен, что это та самая пресловутая борьба кремлевских башен, то есть это никакие не суперхакеры. Это решение каких-то локальных задач. Ушел Морозов с поста руководителя отдела внутренней политики, по идее, на его место должен был прийти Прокопенко, но не пришел, потому что большая буча началась по поводу его СМС. Я не верю, что это какие-то благородные рыцари, Робин Гуды, которые что-то вскрывают. Я думаю, что это обычная борьба пауков в банке, кто-то кого-то этим хотел подсидеть.
— Но это пошло на пользу обществу, которое обо всем узнало.
— Мы сейчас об этом два дня поговорим и забудем. У нас страна, в которой общественное мнение не играет никакой роли, пока это не нужно тому же Кремлю. Когда наехали на «Дождь», тогда нужно было общественное мнение. Какие-то блокадники вдруг возмутились. А так у нас все расследования, которыми занимается Навальный, «Новая газета», разоблачения — живут от силы два дня, а потом об этом забывают, выводов никаких, никто не теряет ни своих постов, ни капиталов. Вот у депутата, у которого зарплата два миллиона рублей в год, замки и целый гараж машин. Ну и что? И ничего. Как он был депутатом, так и будет. Как был Фетисов с его офшорами сенатором, так он и будет. Нет силы у общественного мнения, нет политической жизни, нет оппозиции, ничего нет. Все решается на уровне людей, которые сидят по пятницам в бане и за кружкой пива что-то такое решают. Нет жизни в стране.
— То есть русского Уотергейта не будет?
— Нет, конечно. Всем на все наплевать.