В отношении политики нынешнего российского правительства нужно быть достаточно осторожным. В то же время необходимо делать различие между Россией и политикой нынешнего российского правительства, точнее — некоторыми его шагами. Культурно, исторически и географически Россия является частью Европы и играла значимую роль в формировании европейской истории. В настоящее время для ряда европейских компаний Россия представляет привлекательный рынок, в то же время более половины российского экспорта идет на рынки ЕС. Таким образом, Россия, по сути, остается для Европейского союза, включая Чешскую Республику, важным партнером, как политическим, так и экономическим.
Вместе с тем, российская аннексия Крыма и прямая военная поддержка сепаратистов на востоке Украины значительным образом подрывают основы существующей архитектуры безопасности в Европе. Принципы неприкосновенности границ, уважения территориальной целостности государств и в целом международного права в корне пошатнулись.
Несмотря на это, в случае с Россией я бы не стал говорить о страхе, поскольку он зачастую бывает проявлением определенной слабости или происходит от неведения или собственной неуверенности. Нынешняя ситуация более-менее ясна — Россия своими действиями в отношении соседей серьезно нарушила основы системы безопасности, сложившейся после 1989 года, и эго необходимо недвусмысленно осудить. Для Чешской Республики важно, чтобы две главные организации, на которые опираются ее процветание и безопасность — ЕС и НАТО — были в этом смысле едины. В реакции на российскую агрессию НАТО предприняло серьезные меры, направленные на поддержку восточного крыла альянса. Европейский союз принял решение о введении в отношении России экономических санкций.
Помимо нарушения основных принципов европейской безопасности можно, однако говорить и о нереализованных возможностях. Вплоть до аннексии Крыма обсуждалось Партнерство для модернизации. Этот проект должен был стать выражением общего стремления ЕС и России дать этой стране необходимый импульс для успешной модернизации, прежде всего в технической и экономической сфере, где видела свои экономические возможности и Чешская Республика. Одновременно велись переговоры о новом рамочном стратегическом соглашении о партнерстве, которое должно было закрепить взаимные отношения между ЕС и Россией. Между прочим, в начале нового тысячелетия сам нынешний президент Путин говорил о том, что Россия могла бы вступить в НАТО и ЕС.
Поэтому нельзя закрывать глаза на действия российского правительства, но и впадать в преувеличенную панику. Для России, также как для Европейского союза, а значит и для Чешской Республики, было бы куда более перспективным расширять кооперацию.
С Россией надо стремиться к прагматичным отношениям в области торгового и экономического обмена, а также гражданского общества. Это также справедливо для России и ее политики в отношении европейских партнеров. Наша взаимозависимость велика и давно напрямую предопределяет тесные отношения между нашими государствами.
Это неправда, что Запад хочет унизить Россию, как мы иногда можем слышать в определенных политических кругах Москвы. Наоборот, Европа в высшей степени заинтересована в стабильной, процветающей и предсказуемой России. Хотя бы для обеспечения глобальной безопасности и совместной борьбы с терроризмом.
Однако улучшение отношений и реализация имеющегося потенциала для сотрудничества сейчас зависит прежде всего от российского правительства и от того, будет ли оно готово уважать международное право и независимость, суверенитет и территориальную целостность своих соседей.
Еще одним ключевым условием остается выполнение Минских соглашений. Пока этого не произойдет, осторожность оправдана, и вместе с нашими партнерами по ЕС и НАТО нам необходимо решительно противостоять агрессивным проявлениям нынешней российской политики.
Богуслав Соботка — премьер-министр Чехии