Успешное завершение переговоров между Ираном и международными посредниками в швейцарской Лозанне должно повлечь за собой постепенную отмену санкций. На первом этапе это вряд ли повлияет на мировой нефтяной рынок, хотя есть и иное мнение.
Во-первых, предварительное соглашение остается неустойчивым и хрупким. Неизвестно, можно ли на его основе построить договор об окончательном урегулировании кризиса в запланированный срок, до конца июня. Отмена санкций возможна только после подписания окончательного договора. Во-вторых, даже если будут отменены санкции, запрещавшие европейским государствам покупать нефть и газ в Иране, пройдет много месяцев, прежде чем Иран вернет роль ведущего игрока на рынке энергоносителей.
Цель: увеличение экспорта
Согласно данным Международного энергетического агентства, в 2010 году Иран экспортировал примерно 2,3 миллиона баррелей нефти в день. Из-за введенных санкций в 2012 году прекратился экспорт иранской нефти в США и Великобританию, а в 2013 году — в страны Европейского союза. В результате экспорт иранской нефти сократился вдвое и составил 1,2 млн. баррелей в день, в основном, в Китай, Индию, Японию, Южную Корею и Турцию.
Возобновление иранского экспорта на уровне 2010 года может обрушить весь рынок нефти. Цены с лета 2014 года упали на 60%. В связи с вероятными опасными последствиями восстановления иранского экспорта, после подписания сделки цены упали еще на 5%.
Иран занимает четвертое место в мире по запасам нефти, которые оцениваются в 157 миллиардов баррелей.
Президент Ирана Хасан Рухани, выступая в прошлом году на Международном экономическом форуме в Давосе, призвал западные компании инвестировать в иранскую экономику, особенно в энергетический сектор. После введения санкций для разработки нефтяных месторождений Иран привлекает индийские и китайские компании. Но иранское руководство осталось недовольно их работой и считает, что можно повысить эффективность добычи нефти. Иранцы надеются заменить азиатские компании европейскими и, возможно, американскими.
Число скважин сократилось
Вместе с тем, шансы на быстрое увеличение объемов экспорта иранской нефти весьма невелики. «Знаете, насколько увеличится иранский экспорт нефти на следующей неделе по сравнению с сегодняшним днем? Ни насколько!» — сказал The New York Times Майкл Леви (Michael Levi), эксперт по вопросам энергетики в Совете по иностранным делам, неправительственном исследовательском институте, проводящем исследования в области международных отношений. При этом он признал, что в долгосрочной перспективе Иран в состоянии значительно увеличить объем экспорта нефти.
Джейсон Бордофф (Jason Bordoff), глава института исследований энергетической политике в Колумбийском университете, говорит, что с 2012 года Иран закрыл многие скважины и сократил вложения в разработку новых месторождений. Он отметил, что нельзя просто так взять и повернуть кран, чтобы увеличить объем поставок. Бордофф отметил, что для наращивания объемов экспорта требуется значительное время. По его оценке, Иран сможет вернуться на лидирующие позиции в мире не ранее начала 2016 года.
Несмотря на это, таким экспортерам, как Россия, Саудовская Аравия и Кувейт, есть о чем беспокоиться. Иран экспортирует нефть из терминалов на маленьких островках в Персидском заливе. По некоторым данным, в этих нефтехранилищах содержится более 38 миллионов баррелей нефти.
Плавучие нефтехранилища
Помимо подземных нефтехранилищ на островах, Иран использует танкеры в качестве плавучих нефтехранилищ. По данным британской судоходной компании IA Gibson, в плавучих нефтехранилищах есть еще около 35 миллионов нефти. «Иранские танкеры на данный момент не находят иного применения», — сказал в интервью Wall Street Journal Ральф Лещински из итальянской судоходной компании Banchero Costa. Из-за западных санкций на иранское судоходство и страхование судов танкеры не могут выйти из портов.
Если Иран решит немедленно выбросить на рынок эти запасы, он обрушит цены и устроит масштабный кризис мирового рынка энергоносителей. С учетом кризиса, который переживает иранская экономика, Тегеран вполне может поддаться соблазну и пойти на такой шаг, невзирая на последствия.