Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ядерное соглашение с Ираном — новая эра для Центральной Азии?

Пока переговоры по ядерной программе Тегерана между Ираном и мировыми державами продолжают подавать надежды, многие говорят о возможности возрождения участка древнего Шелкового пути из Центральной Азии в Европу через Иран.

© REUTERS / Brian SnyderИранская делегация на переговорах по ядерной программе в Лозанне
Иранская делегация на переговорах по ядерной программе в Лозанне
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
За почти 25 лет независимости пяти государств Центральной Азии только одна дорога оставалась для них закрытой — маршрут через Иран в Европу. Однако, судя по обнадеживающим новостям о переговорах Ирана с мировыми державами, этот маршрут вскоре может открыться, что может оказать огромное влияние на Центральную Азию.

За почти 25 лет независимости пяти государств Центральной Азии только одна дорога оставалась для них закрытой — маршрут через Иран в Европу. Однако, судя по обнадеживающим новостям о переговорах Ирана с мировыми державами, этот маршрут вскоре может открыться, что может оказать огромное влияние на Центральную Азию.

Новые возможности для стран Центральной Азии в случае снятия международных санкций с Ирана обсуждались за круглым столом в Туркменской редакции Азаттыка. В обсуждении участвовали ее директор Мухаммад Тахир, представитель Иранской редакции Азаттыка Мохаммад Бограти, представитель расположенного в Вашингтоне Middle East Institute Алекс Ватанка и независимый эксперт по Ирану из Лондона Хусейн Ариан.

На пересечении маршрутов


Центральная Азия идеально расположена на пересечении торговых маршрутов в центре Евразии, однако в геополитическом смысле регион оказался зажатым.

Из-за нестабильности в Афганистане южный торговый маршрут является практически невозможным, а Иран, по сути, является недостижимым. Маршрут на запад через Каспийское море в настоящее время не представляет большого торгового потенциала, в большей степени в связи с неопределенностью вокруг его правового статуса.

Как отметил Алекс Ватанка, единственными открытыми маршрутами для Центральной Азии сейчас являются «северный, к огромной России, и восточный, к другому гиганту, Китаю». Он говорит, что страны Центральной Азии, в частности Астана и Ашгабат, заинтересованы в геополитическом потенциале Ирана «для ослабления их зависимости от таких стран, как Россия и Китай».

Торговый маршрут через Иран и затем на запад в Европу или на юг в страны Персидского залива может изменить динамику торговли для Центральной Азии и дать этим пяти странам больше рычагов во время переговоров со своими соседями-»гигантами». Особенно это касается сферы энергетики.

— Одной из отраслей, в снятии санкций с которых Иран заинтересован, является сфера энергетики, где Иран готов принимать иностранные инвестиции. Это дало бы настоящий толчок иранской экономике, — говорит Хусейн Ариан.

Поставки газа в Европу

Иран не только обладает огромными запасами нефти и газа, но и может предложить самый короткий маршрут для поставки центрально-азиатской нефти и газа в Европу в обход России. Президент Ирана Хасан Роухани упомянул об этом во время визита в Туркменистан в прошлом месяце, а национальная иранская газовая компания NIGC публично сообщила в начале февраля о поставках азербайджанского и туркменского газа в Европу через Турцию.

Европейский союз стремится диверсифицировать источники поставок газа, чтобы ослабить зависимость от России. Проект «Южный газовый коридор» ЕС включает поставки газа из Азербайджана и Туркменистана, а также, возможно, из Казахстана и Узбекистана.

Переговоры Европейского союза с Азербайджаном и Туркменистаном о строительстве Транскаспийского газопровода (ТКГ) для поставок туркменского газа через Каспийское море в Азербайджан и Европу продолжаются давно. Главный представитель ЕС по переговорам о «Южном газовом коридоре» Марос Сефкович должен приехать в Туркменистан в ближайшие недели для обсуждения строительства ТКГ.

Маршрут через Иран был бы легче и дешевле, и в середине марта началось строительство Трансанатолийского газопровода (TANAP) через Турцию. Его вместимость предположительно составит около 60 миллиардов кубометров газа в год. Чтобы его заполнить, потребуется не только азербайджанский газ.

В то же время некоторые из присутствующих экспертов отметили, что потребуется как минимум пять лет, а скорее всего, около десятилетия, чтобы какие-либо проекты по экспорту энергоресурсов через Иран начали действовать.

Возможные препятствия

Эксперты также упомянули и другие вопросы, в том числе соперничество между Турцией и Ираном о влиянии в регионе, которое когда-нибудь может стать угрозой для южного маршрута в Европу. Ожидается, что президент Турции Реджеп Эрдоган посетит Иран 7 апреля. Вопрос поставок газа, как сообщается, является важным пунктом для обсуждения.

Еще одним требующим внимания фактором является реакция России на то, что Иран не только выйдет на газовый рынок, но и будет действовать как транзитная страна для каспийского газа. Очевидно, что Россия стала бы проигравшей стороной в этом сценарии, в то время как Иран, Азербайджан и центрально-азиатские страны начали бы поставлять в Европу собственный газ вместо российского.

Обсуждалось за круглым столом также возможное влияние Ирана в Центральной Азии в случае снятия санкций. По мнению Алекса Ватанки и Хусейна Ариана, уже давно прошло то время, когда в Иране могли мечтать об экспорте Исламской революции в Центральную Азию. Всегда было маловероятно, что преимущественно шиитский Иран может повлиять на большей частью суннитские страны Центральной Азии. Тем не менее в начале 1990-х годов, сразу после обретения этими странами независимости, Иран предпринимал некоторые шаги в этом направлении.

Как отметил Алекс Ватанка, Иран, как кажется, с уважением относится к требованиям России о влиянии в Центральной Азии, в связи с чем «невозможно сравнить инвестиции, которые иранцы делают в арабский мир, с их инвестициями в Центральную Азию». По мнению Хусейна Ариана, единственным рычагом влияния, в обладании которым в Центральной Азии может быть заинтересован Иран, является экономический рычаг.

Страны Центральной Азии, хотя и в разной степени, уже имеют связи с Ираном. В конце 1990-х годов построен газопровод, связывающий Иран с Туркменистаном. Между Ираном и Казахстаном и Туркменистаном действуют соглашения по обмену нефтепродуктами. В конце прошлого года открыта железная дорога, связывающая Казахстан, Туркменистан и Иран. Иранские компании также инвестируют в проекты в Таджикистане, в особенности в строительстве ГЭС «Сангтуда-2».

Однако не стоит забывать, что многие из высокопоставленных лиц в странах Центральной Азии когда-то были членами Коммунистической партии и до сих пор с подозрением относятся к теократиям. В связи с этим, скорее всего, открытие дороги из Центральной Азии в Европу через Иран будет нелегким.