Wirtschaftswoche: Г-н Бастиан, накануне православной Пасхи премьер-министр Греции Алексис Ципрас посещает российского президента Владимира Путина. Может ли Ципрас рассчитывать на пасхальные подарки в виде российских кредитов?
Йенс Бастиан: Нет, и он этого совершенно не хочет. Греческое правительство перед визитом в Москву неоднократно подчеркивало, что оно не будет обращаться к России с просьбой о предоставлении кредита.
— Однако Греции срочно нужны деньги. До середины июля эта глубоко погрязшая в долгах страна должна погасить кредиты Международного валютного фонда на сумму свыше 2,5 миллиарда евро.
— Нет никаких сомнений в том, что Греции нужны деньги. Однако мы преувеличиваем нынешние финансовые возможности России. Эта страна сама глубоко погрузилась в экономический кризис, вызванный обвалом цен на нефть и западными санкциями. Следует ясно сказать: Россия в настоящее время вообще не способна оказать финансовую поддержку Греции.
— Нет ничего необычного в том, что Россия предоставляет кредиты другим странам. В этом году Россия продлила срок действия миллиардного кредита для Белоруссии, а также предоставила 270 миллионов долларов Армении.
— Это бывшие советские республики, и Россия их поддерживает. Греции следовало бы лучше ориентироваться на Кипр: два года назад министр финансов Кипра был вынужден уехать с пустыми руками из Москвы, а в тот момент он искал деньги для своих оказавшихся в сложном положении банков. Тогда Россия вообще не проявила никакой гибкости.
— А чего может Ципрас ожидать от своей встречи с Путиным?
— Греция является важным торговым партнером для России, однако прямых инвестиций из России в этой стране немного. Поэтому Ципрас хочет договориться об инвестициях. Еще предыдущее правительство под руководством Антониса Самараса активно пыталось добиться того, чтобы российский государственный концерн «Газпром» стал крупным инвестором в Греции.
— Однако в 2013 году этого не получилось, поскольку у Газпрома были сомнения относительно финансового положения греческого государственного газового концерна. А теперь Путин и Ципрас вновь обсуждают газовые сделки. О чем идет речь?
— Греция хотела бы, чтобы по ее территории был проложен участок трубопровода «Турецкий поток» в несколько сот километров — его собирается построить Газпром. Поэтому в Москву в составе делегации направился также министр энергетики Греции Панайотис Лафазанис. Детали этого проекта и обсуждаются в настоящее время.
— Кроме того, Ципрас обсуждает вопрос о той цене, которую его страна платит за российский природный газ. Какова здесь цель греческого правительства?
— Газпром контролирует с помощью своих поставок около 60% греческого газового рынка. Однако цена составляет 300 долларов за тысячу кубометров, что выше средней цены, существующей в других странах Европы. Ципрас попытается получить скидку на поставляемый газ.
— Алексис Ципрас сказал, что он хочет своим визитом начать «новую весну» в отношениях между Евросоюзом и Россией. Что вы думаете о подобных дипломатических амбициях?
— Отдельная страна, к тому же такая небольшая как Греция, не может действовать самостоятельно. В этом отношении Ципрасу не следует преувеличивать собственные возможности. Однако Греция вполне может получить роль посредника.
— Хотя Греция — небольшая страна, беспокойство на Западе по поводу визита Ципраса к Путину постоянно растет.
— В данном случае слишком много необоснованных интерпретаций, и значимость этой встречи явно завышена. Мы должны более реалистично и спокойно оценивать греческую дипломатию визитов. Первый официальный визит премьер-министра в европейскую столицу не должен становиться поводом для постановки принципиального вопроса о надежности Греции.
В Брюсселе и Берлине слишком много делается угроз с поднятым вверх указательным пальцем, однако в этом нет необходимости. Когда президент Кипра Никос Анастасиадис в конце февраля находился в Москве и даже заключил военное соглашение, никого это не беспокоило.