Нарушение технологического процесса — таков официальный вердикт российских официальных органов, которым в итоге пришлось принять решение о затоплении сухого дока в Северодвинске, где подводная лодка находилась во время реконструкции.
Непосредственной причиной пожара были сварочные работы, которые за долгое время существования местной судоверфи и ремонтных доков стали причиной как минимум шести подобных происшествий.
Затопить сухой док руководство завода «Звездочка» решилось после того, как пожарным никакими другими средствами так и не удалось погасить утеплитель между прочным и легким корпусами.
Добавлю, что утеплитель сначала горел на площади примерно 40 квадратных метров, что при пожаре никто не пострадал, и что на подводной лодке ядерный реактор был остановлен, а с палубы было убрано все вооружение (24 баллистические ракеты и 24 торпеды).
Этот инцидент, который никак нельзя отнести к рядовым, наводит на некоторые размышления.
Во-первых, в голову приходит, что Россия, которая во многих технологических отраслях заметно отстает, имеет и такие сегменты, прежде всего в военнопромышленном комплексе, которыми она может гордиться.
Сюда же можно отнести космические технологии, военные самолеты и, не в последнюю очередь, флотилию подводных лодок, которая в советские времена была самой мощной на свете и располагала 228 подлодками всех категорий — больше, чем у всех остальных стран мира.
Во-вторых, мы понимаем, что пусть русские и умеют произвести самые передовые технологические комплексы, но сталкиваются с проблемами при их квалифицированной эксплуатации и обслуживании.
Кстати, подлодка, о которой идет речь, относится к классу «Антей», к которому относился и печально известный «Курск», погибший в августе 2000 года на глубине каких-то 100 метров. Тогда погибли все 118 членов экипажа.
При этом причина трагической аварии была банальной: взрыв торпеды прямо в торпедном аппарате. Тогда тоже, несмотря на все фантастические байки, в том числе о злобных американцах, дело было в грубом нарушении дисциплины.
И третье соображение: подлодка «Орел» была поставлена на вооружение в феврале 1993 года. То есть ее произвели еще на советские деньги, и готова она была тогда, когда у России, на протяжении целого десятилетия, в том числе в военной сфере, денег не было ни на что.
Сегодня ситуация, несмотря на кризис и международные экономические санкции, совершенно иная: Россия лихорадочно вооружается, и, как констатирует бывший советник Путина Илларионов, в последние месяцы расходы на эти цели возросли, по сравнению с прошлым годом, в два раза.
Из этого Илларионов делает вывод, что РФ готовится к гораздо более крупной операции, нежели на востоке Украины. Таким может быть предупреждение, которое можно усмотреть в этом недавнем инциденте с подлодкой «Орел».