Этот вопрос поднял Папа Франциск.
На литургии, проведенной накануне в Ватикане, религиозный лидер католического мира применительно к трагедии, пережитой армянами в 1915 году, использовал термин «геноцид». Это стало отправной точкой, способной подвести моральный фундамент под устные и письменные заявления, которые будут сделаны по случаю 100-ой годовщины драматических событий Первой мировой войны.
Несмотря на прошедшее с тех пор время, все еще есть те, кто желает предъявить счет стране, которой в тот момент еще не существовало, а также ее народу.
Очевидно, с правовой точки зрения это невозможно.
К событиям, повлекшим за собой массовую гибель армян, с которыми мы веками делили одну и ту же счастливую судьбу, мы — нынешние граждане страны, где все это произошло, — как и люди во всем мире, подходим с глубокой душевной болью. Никто из 77 миллионов жителей Турции не вздохнет с облегчением и не скажет: «Поделом»... Эту трагедию мы знаем как одну из темных страниц нашей славной истории, и склоняем перед ней головы.
Целый ряд заявлений, которые в течение последних десяти лет делали первые лица государства применительно к этим горьким вехам нашего прошлого, можно истолковать как принесение извинений. Тайип Эрдоган, ныне занимающий кресло президента, на посту премьер-министра сделал такие прогрессивные шаги, на которые ранее не мог осмелиться ни один правительственный чиновник.
Когда президентом был Абдулла Гюль (Abdullah Gül), он посетил Ереван, затем принял президента Армении в Турции. И каждый раз он подчеркивал необходимость устранения препятствий, затрудняющих сближение двух соседних государств.
Если есть намерение решить эту проблему, это должно произойти без вмешательства других стран, включая США, и международных лиц, включая Папу.
Как?
Прекрасным примером может служить то, что происходит сегодня между США и Кубой.
Минувшим днем президент США Барак Обама и кубинский лидер Рауль Кастро встретились в Панаме и на глазах у всего мира объявили, что не намерены быть пленниками неприятных страниц истории.
Когда Куба в 1898 году достигла независимости, США, опасаясь утратить контроль над островом, который находится у них под самым носом, осуществили военное вмешательство. С того момента под оккупацией США находится район кубинского острова под названием Гуантанамо, который в последнее время стал известен тем, что там содержатся иностранные военнопленные, которых США обвиняют в различных преступлениях.
Ход развития событий в регионе не мог не беспокоить Вашингтон: во время холодной войны Куба вошла в один блок с Советами. В периоды правления предшественников Обамы Америка, не способная смириться с тем, что остров, на котором можно слышать крик с Майами, пал в руки коммунистов, преследовала политику, увековечившую Кубу в качестве «врага». Вашингтон из кожи вон лез, чтобы свергнуть Фиделя Кастро и свести с ним счеты.
Несмотря на это, две страны стали действовать так, как того требуют реалии наших дней, и решили оставить темную страницу общей истории позади. Следуя их примеру, те, кто сегодня управляет Турцией и Арменией, не должны допустить, чтобы темное прошлое помешало совместному светлому будущему.
Граждане Армении должны знать: насколько глубоки их травмы после событий 1915 года, настолько же больно и нам, когда мы невольно становимся частью этой трагедии.
Их горе — наше горе.
Мы можем вместе строить наше общее будущее, и Турция может быть прекрасным попутчиком Армении в этом регионе.
Без участия лукавых, расчетливых лиц и предвзятых государств, которые каждое событие используют для получения выгоды.
Почему бы Сержу Саргсяну не преуспеть в том, что удалось сделать Кастро?