Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Выдумки о пророссийских настроениях в Чехии

© REUTERS / David W CernyПредставители Коммунистической партии на демонстрации в Праге против учений Dragoon Ride
Представители Коммунистической партии на демонстрации в Праге против учений Dragoon Ride
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вывод однозначен. К путинской России абсолютное большинство чешских граждан относится с опаской, считая ее угрозой. Мы не страдаем от каких-то там цивилизационных переживаний, а также не восторгаемся Россией. Мы не испытываем восторга не только от Путина и его имперских замашек, но и от обычных россиян. Они нам практически наименее симпатичны из всех народов.

Споры, разгоревшиеся в обществе в последнее время, могут создать впечатление, что мы живем в расколотой стране, страдающей шизофренией, разрывающейся между Западом и Востоком. Значительная часть общества с симпатией относится к авторитарному режиму Владимира Путина и поддается все усиливающейся искусной пропаганде Кремля или как минимум с пониманием относится к Москве и ее имперским амбициям. Этот образ Чешской Республики образца 2015 года рисует нам подавляющее большинство СМИ, олигархических, антиолигархических, частных и государственных. Интеллектуальной смелостью среди тех, кто формирует общественное мнение, считаются резкие высказывания в адрес России, потому что общественный мейнстрим является пророссийским и пропутинским. Создается впечатление, что мы живем в стране, очень склонной к тому, чтобы превратиться в пятую колонну Москвы. Это впечатление не основано ни на одном факте. Нет данных и о том, что думает большинство о своей западной ориентации. Это впечатление формируется под влиянием заявлений некоторых активистов из обоих лагерей, появляющихся в виртуальном пространстве соцсетей и интернет-обсуждений, где запуганные люди, которые никогда бы не пошли на личное противостояние лицом к лицу, с удовольствием обмениваются жесткими высказываниями. Дискуссией по большей части руководят эмоции, и очень часто в ней отсутствуют факты.

Сила уверенности


Но если обратиться к тем самым фактам, то вскоре станет ясно, что чешское общество, к счастью, совершенно иное. И если говорить о внешнеполитической ориентации, то оно — вполне здоровое. Оно хорошо умеет выделять приоритеты, интересы и риски. Особенно отчетливо это проявилось в период проезда американского конвоя с учений НАТО в Польше и Прибалтике, который демонстрировал силу и решимость защищать союзников. Еще за несколько дней до проезда общество было охвачено опасениями в связи с возможными массовыми антиамериканскими демонстрациями и блокадами сторонников Владимира Путина. На это общественность ответила проамериканским подъемом, от которого веяло страхом страны, которая вот уже 15 лет, хоть и является членом НАТО, все еще никак не научилась жить с уверенностью — с тем, что есть у поляков. «Нас, поляков, конвой не заботит», — написал на страницах ECHO24.cz Мацей Рузай из Польского института в Праге. Это типичная реакция. Когда я в чем-то уверена, я веду себя естественно и не ощущаю потребности давать это понять всем вокруг в театральной манере. Кроме того, как правило, чем меньше мы уверены в чем-то, тем более громогласно, драматично и вызывающе мы себя ведем. Это называют естественной самоуверенностью. Ее нам, в отличие от поляков, крайне не хватало. Вернее, ее не хватало тем, кто участвовал в общественной дискуссии. Напротив, оказалось, что этой естественной уверенностью обладает большая часть чешского общества. О фотографиях, на которых люди вдоль трассы следования конвоя приветствуют американских солдат и с любопытством осматривают их технику, напоминать нет нужды. Так же как и слова американских командующих о том, что прием в Чехии был оказан самый теплый.
Кто хотел, мог узнать об этом уже в субботу 25 марта, то есть за день до того, как американцы в трех точках пересекли наши границы. В тот день Чешское телевидение рассказало о блиц-опросе, который для него провело агентство STEM/MARK. Ничего против проезда конвоя не имели 82% людей. Против были 17%. «Всего 17% меня несколько удивили: это, как мне кажется, довольно незначительное число», — сказал заместитель директора агентства STEM/MARK Томаш Рига. «Реакция СМИ преувеличена: молчащее большинство людей полагает, что проезд конвоя — не проблема», — добавил он. Больше всего противников было среди коммунистов: доля противников конвоя в этой группе составляет 32%. Сторонники позиции активистов могут, конечно, сказать, что это именно они вытащили пассивных чехов на ветер и под дождь стоять у дорог и приветствовать американцев. Но реальность несколько иная. «Почти 60% опрошенных сообщили, что общественная дискуссия о проезде конвоя создает ненужную шумиху, а 39% рады тому, что дискуссия ведется», — выяснил STEM/MARK.

Затуманенный мозг

Некоторые из тех, кто в рамках общественной дискуссии только и занимается тем, что бьет тревогу из-за российской пропаганды, которая оказывает влияние на атмосферу в чешском обществе, заявили, что опрос для них прошел незамеченным. Были и случаи откровенных признаний в игнорировании фактов и излишней обеспокоенности реальным состоянием общества. «Автор этого комментария должен признаться в том, что тоже относился к тем, кто на прошлой неделе не обратил внимания на исследование, согласно которому 80% чешского населения не видит никакой проблемы в проезде американской военной колонны. Я также признаюсь без всяких угрызений, что я тоже поддался панике из-за того, что откуда-то из глубин XIX века вынырнуло традиционно сильное чешское славянофильство и русофильство, и что тяга к России после короткого эпизода после 1989 года снова затуманила мозг этого несчастного народа. Судя по реакциям на статью, которые поступают, кажется, что чешский народ вспомнил-таки о своих корнях в русских и белорусских болотах, и это осознание задурманило ему мозги», — написал 1 апреля Ян Махачек, который недавно призывал к отключению российских пропагандистских каналов. Затмение мозга нашло в момент проезда американского конвоя не на чешское общество, а явно на кого-то другого.

Первого и второго апреля, то есть после отъезда американцев и через неделю после первого опроса STEM/MARK, новый опрос провело для радио Českу rozhlas агентство Median. Нужно отдать должное государственным СМИ, которые, являясь в этом смысле практически единственными, способными позволить себе вложить деньги в опрос общественного мнения, сделали это, коснувшись важнейшей темы. На первый взгляд исследование для радио вызывает противоположное впечатление. Но только на первый. Проезд конвоя одобрили 38% граждан. Еще 37% было «все равно». Таким образом, их позиция походила на польскую: «Вопрос конвоя нас не заботит». Церемониальный проезд американских частей по нашей территории очень беспокоил 10%, а другие 15% были с ним «скорее согласны». То есть фактически получается та же картина, что и в случае опроса STEM/MARK. 75% конвой не мешает, 25% — мешает. Статистическая погрешность в подобного рода исследовании умонастроений составляет обычно около 2-3%. То, что кто-то ни бежит с звездно-полосатым флагом на площадь приветствовать и не является ярым сторонником проезда конвоя, еще совсем не означает, что этот человек не обладает четкой прозападной ориентацией. И уж тем более это не означает того, что он симпатизирует России и Путину. Слова о том, что тот, кто об этом не кричит, не является частью Запада, просто наивное упрощение.

В упомянутом исследовании прозвучал вопрос: «Как бы вы отнеслись к возможному размещению американской базы на территории Чехии?» Полностью эту идею поддерживают 8% людей, а еще 14% высказываются «скорее за». Пятой части опрошенных все равно. Резко против — 30%, а еще 24% заявили, что они «скорее против». То, что у нас более половины общества не хочет базы НАТО на территории страны, говорит, скорее, о давней неготовности защищаться и пацифизме общества, о котором постоянно свидетельствуют другие опросы. Но никак не о дружественном отношении к России.

Русских мы боимся, и они нам несимпатичны



Можно, разумеется, возразить, что, исходя из результатов двух случайных опросов в напряженной общественной обстановке, нельзя делать далеко идущих выводов ни о внешнеполитической, ни о цивилизационной ориентации общества, как и об отношении к России. Но тот, кому предмет действительно интересен, найдет на эту тему намного больше опросов, в том числе более серьезных. И все они подтверждают тенденции, выявленные опросами относительно конвоя. Кроме того, люди, на удивление, умеют замечательно различать, что является всеобщим геополитическим риском, а что касается нас непосредственно. Вывод однозначен. К путинской России абсолютное большинство чешских граждан относится с опаской, считая ее угрозой. Мы не страдаем от каких-то там цивилизационных переживаний, а также не восторгаемся Россией. Мы не испытываем восторга не только от Путина и его имперских замашек, но и от обычных россиян. Они нам практически наименее симпатичны из всех народов. Интересно, что этот факт редко звучит в дискуссиях о России.

Агентство STEM исследовало отношение к Москве в октябре 2014 года. На вопрос «Как вы лично думаете, Россия может представлять угрозу нашей стране в будущем?» положительно ответили 65% опрошенных. «Степень опасений в связи с Россией не зависит от возраста, но чуть больше страхов тут у женщин», — пишут аналитики STEM. Решающую роль играют политические симпатии. Среди ориентирующихся на левых России боятся 58%, а среди тех, кто занимает центровую позицию, — 64%. У 74% правых Россия тоже вызывает страх. Среди избирателей коммунистической партии таких — 58%, социал-демократов — 61%, партии ANO 65%. Среди сторонников гражданских демократов — 71%, партии TOP 09 — 80%.

Но когда сотрудники STEM спросили «Угрожает ли Россия демократии в нашей стране», 54% ответили «нет». Это вполне реалистическая картина. В последние месяцы много спорят о том, насколько велик риск того, что Путин нападет на Латвию или Эстонию. Идея о том, что он может угрожать непосредственно нам, не имеет оснований. Конечно, по данным спецслужб, у нас становится все больше русских шпионов. Российский капитал стремится закрепиться, где только можно. Работа российской пропаганды и инвестиции в интернет-ресурсы на чешском, несомненно, активизируется. Но пока, кажется, все это не оказывало влияния на большую часть чешского общества. Москва далека от того, чтобы завоевать сердца и покорить мозги, подчинив их кремлевским имперским амбициям, о которых на прошлой неделе пространно говорили и на ВВС.

Главной пророссийской силой ВВС называет бывшего пресс-секретаря президента Вацлава Клауса Петра Гаека и его портал Противоход. Также были упомянуты пророссийские настроения президента Милоша Земана. Если заняться вплотную разбирательством того, кто является пророссийскими и пропутинскими силами, то это не займет много времени. Помимо вышеназванных персон во всех текстах, где говорится об этом, фигурирует имя Йиржи Вывадила. А еще имя депутата от социал-демократов Ярослава Фолдына. И это, в общем, все. Никто из них не оказывает на общество большого влияния. И результаты опросов это довольно ясно подтверждают.

Прокремлевские силы часто цитируют и бывшего президента Чехии Вацлава Клауса. Но тот, кто внимательно читает, что он говорит и пишет о России, заметил, что его воззрения намного гибче. У Клауса можно найти намного больше критики того, как вели себя украинцы и ЕС в момент кульминации Майдана, нежели восторгов по поводу «путинизма». Но если уж кто-то причислит Клауса к сторонникам Кремля, то все равно вынужден признать, что экс-президент уже давно (к своему неудовольствию) уже давно не пользуется большим влиянием.

Прагматически пророссийски ведет себя часть бизнеса, у которой в России есть свои торговые интересы. На Востоке намного проще получить большую прибыль, чем на Западе. Вот только Россия балансирует на грани экономического коллапса, а Всемирный банк на прошлой неделе заявил о том, что из кризиса ей не выйти еще многие годы. В этом году российская экономика, как ожидается, упадет на 3,8%. До сих пор на повестке дня предложение об отключении РФ от международной платежной системы SWIFT (а в этом путинские эмиссары видят начало войны). Российские банки переживают большие трудности. И никто не возьмется предположить, когда движение по спирали вниз остановится, потому что значительного роста цен на нефть, от которых жизненно зависит Москва, не ожидается. Это среда, которая привлекает, скорее, спекулянтов, нежели инвесторов. Сильные финансовые и промышленные группы, имеющие проекты в России, разумеется, имеют политическое влияние. Но их интерес будет снижаться соразмерно ухудшению экономической ситуации в РФ. Тут снова стоит напомнить, насколько важна для нас на самом деле в экономическом отношении путинская Россия. Туда отправляется 3,9% всего нашего экспорта.

Никакой привлекательной мягкой силы


Против кремлевской пропаганды у нас очень сильный иммунитет еще и из-за того, что для большей части общества русские — народ несимпатичный. Это вполне естественно, и не только из-за нашего исторического опыта. Агрессивная страна с имперскими амбициями и очень низким уровнем жизни вряд ли может вдохновлять. Конечно, есть российская культура с громкими именами. Но старую ценную классику перекрывают новые цивилизационные слои, которые для большей части общества совсем не привлекательны. Никаких переворотных технологий или восхищающей многих попкультуры из Москвы не исходит. Россия — это не мягкая сила, и она притягивает тем, какая она. Это, в конце концов, доказывают и сами россияне. Те, кто может себе это финансово позволить, переезжают на Запад. Проводят там каникулы. И отправляют туда учиться своих детей. Так делает и глава РЖД Владимир Якунин, которого так много обсуждают в наших СМИ. Он обосновался в Лондоне. Россияне на свои «нефтяные рубли» не смогли построить ни Ниццы, ни Кицбюэля, ни Куршевеля, которые они так любят. Но и там, несмотря на деньги, которые они туда привозят, для местных жителей они составляют категорию наименее желанных туристов и соседей.

Согласно опросу STEM (от апреля прошлого года), который должен был дать представление о наших симпатиях к разным народам, россияне являются одними из наименее любимых. 59% людей не хотели бы жить по соседству с русским. Это совершенно не сравнимо с другими странами западного цивилизационного круга. Иметь соседа-француза не против 13% чехов, англичанина — 20%, американца — 22%, немца — 30%.

Но из результатов этого исследования также хорошо понятно, почему дилемма «ты пророссийский» или «проукраинский», как ее очень часто преподносят в дискуссиях об украинском конфликте, для большей части людей неприемлема. В опросах они осуждают российскую агрессию. Но они не испытывают большого интереса и солидарности и с Украиной. Ее чехи считают частью того же постсоветского пространства, где находится и Россия. Украина в их глазах еще менее развитая, менее цивилизованная страна, да еще и более коррумпированная. Отношение к Украине, согласно всем опросам, очень прохладное. Судя по результатам, соседа-украинца не хотело бы иметь еще больше людей, чем тех, кто не хочет соседствовать с русским. Это 63% опрошенных. Хуже мы относимся только к арабам, чеченцам, афганцам и цыганам.

Синдром немецкого недоверия


Говорить о Чешской Республике как о стране, легко поддающейся российской пропаганде, очень неправильно, особенно если сравнить умонастроения у нас и в Германии. Волна пророссийской симпатии там достигла пика в конце 2014 года: кульминацией стало призыв 60 уважаемых людей (бывший президент Роман Херцог, канцлер Герхард Шредер, видные деятели искусства, юристы, экономисты), которые обращались к правительству и СМИ с просьбой предпринять попытку примириться с Россией. Можете ли вы нечто подобное представить у нас? Это не какие-то там «гаеки» и «вывадилы», это написала настоящая элита. «Здесь, наверное, уместно подчеркнуть, что, несмотря на наши СМИ, настроенные крайне критично к России, и такое же критичное отношение почти всех партий в Бундестаге, более 60% немецкого населения хочет примирения с Россией. Тут царит серьезный раскол между элитами и населением», — заявила в феврале в интервью журналу Týdeník Echo известный политик партии Зеленых Анти Фольмер, одна из инициаторов петиции. Пожалуй, никто из тех, кто у нас дискутирует о границе Востока и Запада, не отнес бы Германию к Востоку.

Кроме того, именно Германия является страной, которая ясно задает тон в отношении Евросоюза к России. Это понятно. Британцы со своей жесткой линией (к которой относится и вышеупомянутое предложение отрезать Москву от платежной системы SWIFT) весьма одиноки. Французов Россия, несмотря на участие Франсуа Олланда в Минских договоренностях, особенно не занимает. А такие льнущие к Путину страны, как Венгрия, Австрия, Словакия, Италия и Греция, не способны задавать тон.

С Германией нас роднит общая оторванность СМИ и тех, кто оказывает влияние на общественную дискуссию, от большей части общества. Этот раскол идет по другой линии, но риск один. Он состоит в потере доверия общества к СМИ, потому что то, что в них описывается, совершенно оторвано от того, что переживает общество. В очень пророссийской Германии СМИ передают очень антироссийские новости. Наши очень антироссийские СМИ рассказывают очень антироссийски настроенному обществу о том, что оно на самом деле пророссийское и легко поддается кремлевской пропаганде.

В Германии недоверие уже явно подтверждается: согласно опросу агентства Infratest Dimap для телеканала ARD (от ноября прошлого года), 63% немцев мало доверяет сообщениям немецких СМИ об Украине или не доверяет вообще. Это много. В таком состоянии немцы готовы слушать российские источники. Было бы интересно ознакомиться с результатами подобного опроса у нас. Не остается ничего другого, как только надеяться, что у нас не все так плохо.

Но этот нигилизм о разделенном обществе, половина которого смотрит на Восток, может иметь последствия. Если кто-то вам постоянно втолковывает, что вы живете в стране, где значительная часть ваших сограждан готова поддаться кремлевской пропаганде, вы начинаете вести себя соответственно. Вы начнете не доверять всем и всему вокруг себя. Эта ситуация похожа на то, как в состоянии антикоррупционной истерии, когда нас убеждали, что мы разворованная и ограбленная в вопиющих для Европы масштабах страна, мы выбрали «для защиты» Андрея Бабиша и путь к восточной олигархии.